Программы повышения квалификации на опережение: «создавать не под актуальные, а под перспективные потребности предприятий»

eNANO открыла набор на программу повышения квалификации по переводу квалификационных запросов производственных компаний в планируемые образовательные результаты программ профессионального образования.

Мы поговорили с автором и преподавателем программы Натальей Юрьевной Посталюк об актуальности темы, а также о том, какие инструменты могут помочь преодолеть разрыв между реальными потребностями предприятий и уровнем выпускаемых образовательными институтами специалистов.

Как создавать образовательные программы в соответствии с реальными потребностями предприятий и запросами рынка труда? Есть ли эффективные инструменты создания таких программ, и какие?

Наталья Посталюк: Образовательные программы, особенно, если они долгосрочные (например, магистерские, бакалаврские, основные программы подготовки специалистов среднего звена), нужно создавать не под актуальные, а под перспективные потребности предприятий. Иначе к тому времени, когда специалисты выйдут на рынок, контент уже частично устареет. Поэтому целесообразно работать с программами развития компаний, в которых фиксируются планы технической, технологической, организационно-экономической модернизации производства. И оттуда извлекать квалификационный запрос (компетентностный профиль специалиста). Инструментарий для организации такой работы имеется. Это разные виды экспертных оценок (в том числе технологии Форсайта, фокус-групп), метод структурно-функционального анализа профессиональной деятельности, технология конвертации трудовых функций профессиональных стандартов и другие.

Кто должен определять эту потребность – учреждения образования, предприятия, государство?

Наталья Посталюк: Думаю, что нужны профессиональные посредники между рынками образования и труда. Остро востребована категория специалистов, способных выявлять динамику квалификационных запросов рынков труда и конвертировать их в планируемые образовательные результаты разнообразных программ основного и дополнительного профессионального образования и обучения, включая показатели и критерии их оценки «на выходе». А формирование самих программ - это прерогатива образовательных организаций. Государство должно только устанавливать «правила игры» и содействовать взаимодействию стейкхолдеров профессионального образования.

Высшее образование при создании образовательных программ опирается на разные ориентиры: каждый вуз – на свои. Помимо ФГОС, какие параметры, регламенты, требования должны учитываться при создании образовательных программ, чтобы учебный контент был актуальным, а выпускаемые специалисты - востребованы на рынке труда? И на что ориентироваться корпоративным университетам, организациям дополнительного образования?

Наталья Посталюк: В условиях формируемой сегодня в России Национальной системы квалификаций эти компоненты, в общих чертах, определены. Это профессиональные стандарты по видам экономической деятельности, которые постоянно обновляются; система сертификации (внешней независимой оценки) квалификаций; каталоги компетенций, пакетируемых в квалификации, необходимые для выполнения той или иной деятельности. Корпоративные университеты и провайдеры программ повышения квалификации и переподготовки могут ориентироваться непосредственно на актуальные требования рабочих мест, поскольку их программы - короткие. Эти требования устанавливаются посредством специальных методов и технологий, связанных с исследованием процессов и продуктов деятельности специалистов.

Какой сегодня существует запрос на программы повышения квалификации от предприятий, HR и в образовательной сфере?

Наталья Посталюк: Сегодня он не стабилен (за исключением специалистов отраслей образования, медицины, культуры, где 20% персонала должны ежегодно повышать квалификацию). В самое ближайшее время планируется принятие ряда государственных мер и преференций, стимулирующих образование взрослых (непрерывное профессиональное образование и обучение). В этих условиях можно ожидать повышение спроса на программы повышения квалификации и переподготовки персонала.

Вы запускаете с компанией eNANO программу повышения квалификации для сотрудников вузов, корпоративных университетов и прочих образовательных организаций и кадровых служб. В чем актуальность этой программы?

Наталья Посталюк: В рамках данной программы будут подготавливаться специалисты, которые смогут определить, какие наборы компетенций потребуются выпускникам образовательных программ на рынке труда, и оформить этот квалификационный запрос так, чтобы качество его выполнения можно было диагностировать по завершению программы. Это позволит оптимизировать трудоемкость программ, более «прицельно» ориентировать их на актуальные и перспективные потребности предприятий (а значит исключить «доучивание» и «переучивание» при трудоустройстве). То есть будут достигнуты не только социальные, но и экономические эффекты, как для провайдеров программ, так и для реального сектора экономики.

Как понять, соответствуют ли заявленные и реальные компетенции специалистов отраслевым профессиональным стандартам?

Наталья Посталюк: Для оценки освоенных компетенций существует система сертификации квалификаций. В России она формируется с 2013 года, и сегодня созданы ее федеральный, региональные и отраслевые сегменты. Центры оценки квалификаций на основе профессиональных стандартов в настоящее время функционируют в большинстве отраслей экономики и субъектов РФ. В самой системе профессионального образования также формируются условия для независимой оценки качества профессионального образования. Например, в Самарской области активно апробируется система квалификационной аттестации по профессиональным модулям образовательных программ среднего профессионального образования с участием работодателей.

Как на основе выявленных потребностей сформировать программы бакалавриата, магистратуры, среднего профессионального образования?

Наталья Посталюк: Разработка на основе образовательных результатов, которые должны быть освоены в ходе обучения (общих и профессиональных компетенций), самих образовательных программ - это сфера деятельности педагогических работников учебных заведений. Для этого существует специальная технология, основанная на модульно-компетентностном подходе.

Подготовка специалистов по программам ДПО – одна из основных статей доходов для вузов. Готовы ли вузы, с Вашей точки зрения, быстро реагировать на запросы предприятий и создавать актуальные программы дополнительного образования «под рынок»?

Наталья Посталюк: К сожалению, как показывает наш опыт, в этой области у вузовских преподавателей имеются определенные «барьеры», связанные с академической ориентацией высшего образования. Представители высшей школы всегда рассматривали предназначение этого уровня профессионального образования с позиций фундаментальной подготовки студентов, знаниевой направленности учебного процесса. Дидактическая логика вузовских программ, как правило, «дисциплинарная», то есть исходит из сферы научного знания (дисциплины), а не от профессиональной деятельности, которая  принципиально междисциплинарна.

В случае программ дополнительного профессионального образования такой подход не продуктивен. Эти программы должны быть прикладными и практико-ориентированными. Доля практик в них должна составлять не менее 70-80% общей трудоемкости, в противном случае компетенции освоить невозможно. Структуру программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки составляют профессиональные модули, в которые входят междисциплинарные курсы и практики/стажировки.

Об авторе программы: Посталюк Наталья Юрьевна, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Приволжского филиала Федерального института развития образования.

Начало обучения группы первого набора – 17 марта 2016 года.

Формат: заочный, обучение дистанционное.

Запись на программу онлайн

Поделиться в соцсетях