Получить уникальный симбиоз знаний: технические дисциплины - для работы в проекте, экономические – для управления им, предпринимательские навыки – чтобы вывести конкурентоспособный инновационный продукт на рынок

strewn345.jpg

eNANO, являясь оператором Межвузовской программы подготовки инженеров в сфере высоких технологий, представляет серию интервью со студентами. Ребята рассказывают о процессе обучения, полученном опыте, проектах, планах на будущее и понимании, что такое технопредпринимательство.

Бурдин Илья, студент Межвузовской программы (вуз-партнер НИЯУ МИФИ) - работает в ОАО «НПП «Пульсар», проект: «Создание ряда широкополосных генераторов, управляемых напряжением, обладающих стойкостью к внешним воздействующим факторам».

Почему Вы поступили на Межвузовскую программу? В чем видите особенности и преимущества подобного практикоориентированного образования? Как проходит процесс обучения?

После окончания своего вуза (филиал НИЯУ МИФИ в г. Новоуральске) я поехал в Москву, чтобы поступить в магистратуру. Поступив в НИЯУ МИФИ, на первом собрании факультета от декана я узнал про Межвузовскую программу. Получив контакты координатора программы и после детального рассказа о ней, я решил - программа мне подходит. Врать не буду, первым, чем зацепила программа это стипендия в 30 тыс. руб. Уже потом, на втором году, я понял, что программа «не про деньги» вовсе.

В силу того, что я поздновато узнал о программе и уже были ограничены места, то вначале мне приглянулся проект по созданию 3D принтера по металлу от компании НПЦ Альфа. Тут важна история с моим другом Александром Филипповым, с которым вместе приехали в Москву и учились 5 лет. Он в свое время заинтересовался проектом по созданию генераторов от «НПП «Пульсар», сходил на собеседование и рассказал про Пульсар мне. Обсудив все с другом, я решил поменяться проектами. Вот уже второй год я занимаюсь генераторами, а он 3D принтерами.

Когда начинаешь учебу на программе и параллельно работаешь над проектом в компании, то видишь область знаний, которая пригодится в работе над проектом. Начинаешь применять те или иные дисциплины к своему проекту, при этом выстраивается приоритет дисциплин. Помимо курсов в своем вузе, читаются курсы от программы, которые направлены на бизнес составляющую. Это позволяет получить знания и навыки, начиная от менеджера проекта, заканчивая предпринимателем. Подводя черту всему учебному процессу, скажу - это сложно; совмещать работу с учебой в двух местах, и это не одно и то же с учебой по классической программе магистратуры. Но как говорится: «Когда легко – не интересно».

Как сочетаются технические дисциплины в Вашем университете с инновационным модулем программы? Вы ощущаете пользу такого синтеза знаний?

Данная программа позволяет учиться в двух местах. Первым учебным местом является базовый вуз (НИЯУ МИФИ, НИТУ МИСиС, РАНХиГС – вузы-партнеры программы). При моем поступлении, программа впервые реализовалась в НИЯУ МИФИ. Низкий поклон деканату за кураторство этой программы в МИФИ. Для совмещения с программой базовый вуз делает индивидуальные учебные планы каждому студенту, при этом дисциплины, входящие в план, согласовываются с научными руководителями проектов. Обязательно учитывается инновационный модуль, и в случае совпадения дисциплин в вузе оформляют перезачет. В базовом вузе читаются чисто технические дисциплины и практически исключаются гуманитарные и экономические, которые и включены в инновационный блок Межвузовской программы. Если рассматривать весь процесс обучения, то видишь задумку программы: симбиоз дисциплин позволяет каждому студенту развить компетенции, как в технической, так и в экономической, предпринимательской, менеджерской части. Такой сплав знаний открывает совершенно новое познание и понимание той среды, в которой мы все живем. Что же касается пользы, посудите, в базовом вузе читают технические дисциплины, которые вы напрямую применяете в проекте, а затем идете и учитесь, как управлять этим проектом и как его и продать. Это уникальные познания, к тому же  все лекции читают руководители компаний, бизнесмены, успешные люди, что явно идет на пользу.

Как сочетается работа над проектом в компании с выполнением научно-исследовательской работы в университете? Опишите ключевые особенности проекта, над которым Вы работаете и свою роль в этом проекте.

Когда компания предоставляет проект, то заранее подразумевает должность студента и его обязанности. Правда всегда есть возможность проявить себя и получить другую работу и должность, чем было изначально запланировано. В моем случае получилось все складно. Учась на инженера 5 лет, я и стал инженером, пришлось только изменить профиль - с силовой электроники на СВЧ электронику. В каждом вузе есть свои НИР, и данная программа позволяет направить эти НИР на пользу проекта. Таким образом снимается головная боль по выбору темы и написанию работы: пока работал, я параллельно выполнял НИР, в конце необходимо было просто написать отчет.

Мой проект - это создание ряда широкополосных генераторов, управляемых напряжением, обладающих стойкостью к ВВФ. В двух словах: создать генератор, который является преобразователем постоянного напряжения в частоту, при этом, в зависимости от уровня напряжения, будет определенная частота, и ключевой особенностью является его стойкость к внешним воздействующим факторам. Разрабатываемый генератор может работать в экстремальных условиях, даже в космосе. Важно, что сам генератор обладает малыми размерами 1,2х1,2 см и выполнен полностью на отечественных компонентах, сборка отечественная, а в наше время это редкость. Моя роль  - я инженер, который принимал участие в проектировании, сборке и испытаниях. В ходе работы я поучаствовал во многих проектах предприятия и извлек ценный опыт из всех.

В этом году Вы заканчиваете обучение на Межвузовской программе. Как она повлияла на развитие Ваших личностных и профессиональных компетенций и навыков? Какие планы после окончания магистратуры? Планируете ли оставаться работать в компании?

Программа полностью изменила мою жизнь и стала основной точкой опоры. Поменялось отношение ко многим вещам. Я получил разносторонние навыки – начиная с постановки письма, разговора, заканчивая различными инструментами по аналитике, маркетингу и т.д. Благодаря программе я попробовал свои силы не только в роли инженера, но и в роли менеджера, аналитика, бухгалтера. Помимо ряда компетенций программа дает возможность познакомиться с людьми, которые смогут сыграть роль в дальнейшей жизни.  Руководитель программы, преподаватель курса «Системная инженерия» и тьютор - эти люди направили на правильный путь и поменяли мое мышление. Другие преподаватели, тьюторы, менеджеры - все первоклассные специалисты и люди, с которыми было очень приятно общаться. Надеюсь, в будущем наши дороги вновь пересекутся. Благодарю свою группу - теперь у меня есть контакты с потенциальными руководителями, предпринимателями и классными специалистами. Вполне вероятно, в будущем мы сможем организовать совместный проект. 

Что будет дальше? Для меня лично программа не заканчивается, меняется мой статус - из студента я перехожу в разряд ассистента преподавателя.  Постараюсь не подвести возложенные на меня надежды. Я продолжу развивать компетенции и знания, полученные на программе. Планирую ли я остаться на предприятии? Думаю, нет,  считаю, не стоит останавливаться на первой работе, ведь все познается в сравнении. Отмечу, за эти два года я получил массу опыта, знаний, предприятие уникальное, отдел в котором я работаю, состоит из молодых активных людей. Тем не менее, хочу попробовать себя и в других ролях.  Во время обучения поступали различные предложения по работе, от стартапов и до крупных предприятий.

Помимо магистерской диссертации, во время обучения Вы готовите проектное предложение. Расскажите подробнее, что оно из себя представляет, какие навыки приобретаются в процессе его подготовки, с кем осуществляется взаимодействие?

В конце программы необходимо защитить две работы: магистерскую - в вузе и проектное предложение (ПП). ПП является подведением итогов обучения по инновационному модулю. Классическое содержание ПП – это описание продукта/проекта, бизнес модель, финансовая модель, риски, помимо этих этапов есть и другие, в зависимости от проекта. Когда готовишь ПП, необходимо понимать, что ты делаешь, так я получил базовые навыки по управлению финансами, управлению рисками, навыки менеджера продукта и проектов. В рамках программы предлагается рассматривать бизнес модель Canvas, предложенную Александром Остервальдером и Ив Пинье, которая учитывает все аспекты построения бизнеса.

В процессе написания ПП, программа предоставляет каждому проекту тьютора, которые вместе со студентом «сидит в одной лодке» и помогает детально проработать проект. Тьюторы - успешные руководители, бизнесмены, предприниматели, специалисты, через них прошли сотни проектов, они могут указать на недостатки, направить в правильно русло, помочь сформировать грамотное и проработанное ПП. В силу жизненного опыта все тьюторы - интересные собеседники, с которыми в обычной жизни трудно встретиться.

Получив соответствующие знания, как вы опишите, что такое технологическое предпринимательство и инновационное развитие бизнеса?

Технологическое предпринимательство – это создание проекта с нуля, деятельность, в основе которой лежит создание технологически нового продукта. Это возможность построить предприятие на основе инновации, под инновацией здесь следует понимать - новый продукт, который продан на рынке. Инновационное развитие бизнеса – это применение новых практик в жизненном цикле предприятия, которые позволяют поставить инновационные продукты на поток. Такое развитие и управление предприятием позволит постоянно «быть на коне», при этом предпринимательство неразрывно связано как с взлетами, так и с падениями, а когда речь идет про инновационное предпринимательство, то риски возрастают, но и выигрыш окажется в конце намного солиднее.