Попробовать себя в разных ролях - исследователя, разработчика, менеджера - и выбрать наиболее подходящую для своего будущего бизнеса

xhttp_res (4)-min.jpg

еНано публикует цикл «Истории успеха технопредпринимателей» - об ученых с менеджерскими навыками, о молодых инноваторах и исследователях, закончивших Межвузовскую программу подготовки инженеров в сфере высоких технологий.

Александр Филиппов (МИФИ), проект ООО НПЦ «Альфа» - «Центр 3D печати по металлу для стоматологии».

Почему Вы поступили на Межвузовскую программу и в чем видите особенности и преимущества подобного практикоориентированного образования? Как проходил процесс обучения?

О запуске собственного бизнеса я задумывался довольно давно, еще обучаясь на специалитете в родном МИФИ. Было много идей, но не было понимания, что и как делать. После поступления в магистратуру нам представили Межвузовскую программу. Мне сразу приглянулись 2 проекта от компаний-партнеров Межвуза: проект по созданию ГУН’ов НПП «Пульсар»  и 3D принтер по металлу от НПЦ «АЛЬФА». Но, проект НПП «Пульсар» так же понравился моему другу И.Бурдину, который в свое время достаточно тесно был связан с электроникой и решил продолжить свою деятельность в данной области. Проект я уступил ему и ушел в НПЦ «Альфа. В образовательной программе Межвуза меня особенно привлекла перспектива получения практических знаний по созданию бизнеса. Тебе дают руководить проектом, ты изучаешь рынок и пытаешься создать бизнес в тепличных условиях, совсем неплохо, на мой взгляд.

Один день в неделю тебе читают теоретический материал специалисты, имеющие реальный опыт работы в бизнесе. Поэтому процесс обучения - узнал что-то новое – пошел, внедрил в проект. В идеале, к концу обучения можно иметь готовый жизнеспособный бизнес, которым можно продолжать заниматься.

Как сочетаются технические дисциплины в Вашем университете с инновационным модулем программы? Вы ощущаете пользу такого синтеза знаний?

Отдельно стоит рассказать про внедрение научных дисциплин, изучаемых в вузе, с инновационным модулем. Изначально, когда я пришел на проект, мы обсудили с моим руководителем мое обучение, мы выбрали самые необходимые для проекта курсы. С этим выбором я пришел в деканат института, там мне составили индивидуальный план обучения с учетом уже выбранных дисциплин.  Полученные знания успешно применялись в работе над проектом.

Как сочетается работа над проектом в компании с выполнением научно-исследовательской работы в университете? Опишите ключевые особенности проекта, над которым Вы работаете и свою роль в этом проекте.

Так как я изучаю электронику в институте, то логичным стал выбор написания диссертации на тему создания чего-либо в этой области. Я участвовал  в разработке 3D принтера, значительную долю этого проекта заняла часть по созданию системы управления, ей я и занялся. В проекте я выбрал роль менеджера, был ответственным за его выполнение и отвечал за всю бизнес-составляющую.

В этом году Вы заканчиваете обучение на Межвузовской программе. Как она повлияла на развитие Ваших личностных и профессиональных компетенций и навыков? Какие планы после окончания магистратуры? Планируете ли оставаться работать в компании?

На программе я попробовал себя в разных ролях: исследователя, разработчика, менеджера. Больше всего мне приглянулась последняя. Я получил спектр незаменимых знаний, познакомился с массой интереснейших людей и в целом стал глядеть на жизнь под другим углом. Оставаться в компании не планирую - не оставляю попыток в создании собственного бизнеса.

Помимо магистерской диссертации, во время обучения Вы готовите проектное предложение. Расскажите, что оно из себя представляет, какие навыки приобретаются в процессе его подготовки, с кем осуществляется взаимодействие?

Проектное предложение  - это то с чем уже можно идти к инвестору за деньгами. У тебя есть идея, ты описываешь ее, изучаешь рынок и спрос, прикидываешь финансовые показатели, оцениваешь риски, и, самое главное, создаешь свою модель бизнеса, которая по твоему мнению приведет к успеху. Если проектное предложение проработанное – инвестор дает деньги, и ты начинаешь дело. Это и есть проектное предложение, которое мы разрабатывали. Тут приобретаются все вышеописанные навыки. А помимо них - навыки командной работы и распределения обязанностей (нас было трое в проекте), умение общаться с людьми и презентовать им свои идеи. И, несомненно, навыки общения с потенциальными клиентами («Getting Out of the Building» - Steve Blank).

Получив соответствующие знания, как Вы опишите, что такое технологическое предпринимательство и инновационное развитие бизнеса?

Всех нас в технических вузах учили как делать что-то научно-прорывное и крутое. Но забыли сказать, что на этом можно еще и заработать. Хорошо заработать.  И тем более не объяснили как. Технологическое предпринимательство рассказывает как раз то, что в институте упустили - как из крутой идеи сделать продукт и как его, потом продать,  как пронести свою идею через все стадии создания бизнеса и как преобразовать ее под нужды рынка.

За какой проект Вас наградили стажировкой в MIT? Какие перспективы Вы видите в результате учебной поездки?

Мы презентовали проект по запуску 3D лаборатории по металлу. Предполагается, что эта лаборатория будет снабжать стоматологов и зубных техников качественными и недорогими коронками, имплантатами и прочими изделиями стоматологического применения. Инновационные преимущества, приобретенные с внедрением новой технологии в производство, пророчат этому проекту успешное будущее.

MIT – это мировая кузница стартапов. Стажировка здесь позволит мне по-другому взглянуть на то, как можно развивать бизнес. Надеюсь подчерпнуть свежие идеи и реализовать их на Родине.