Программа повышения квалификации

Разработка и реализация образовательных программ на основе требований ФГОС ВО и профессиональных стандартов

Категория слушателей

Профессорско-преподавательский состав, административно-управленческий и учебно-вспомогательный персонал образовательных организаций высшего образования. Уровень профессионального образования не ниже высшего профессионального.

Автор и преподаватель

Телешова Ирина Георгиевна

Заместитель декана Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук, доцент.

Описание программы

Цель:

Программа разработана в целях совершенствования кадрового обеспечения в сфере организации и управления учебным процессом в условиях реализации уровневой системы подготовки кадров. Программа предусматривает выполнение самостоятельных работ прикладного характера, в т.ч. разработку программ бакалавриата, программ магистратуры, программ аспирантуры как в целом, так и отдельных элементов этих программ: учебного плана, программ образовательных модулей или дисциплин, практик, а также отдельных нормативно-методических материалов.

Форма обучения:

  • самостоятельная работа, участие в вебинарах, общение на форуме, подготовка и обсуждение выполненных практических работ с коллегами и преподавателями программы;
  • предзаписанное видео (4 часа) и 3 аналитических вебинара с разбором домашних заданий;
  • обучение предполагает активное взаимодействие с преподавателем.

При формировании группы от 10 человек возможен выезд преподавателя к заказчику; при индивидуальном заказе - полностью дистанционный формат.

Образовательные результаты

В результате освоения программы вы будете

знать:

  • актуальные нормативно-правовые документы, регламентирующие цели, задачи, порядок и процедуры разработки образовательных программ в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования;
  • основные принципы построения образовательных программ в соответствии с методологией TUNING;
  • понимать методологическую сущность следующих понятий: «компетенция», «результат обучения», «модуль», «зачетная единица», «преподавание», «обучение», «оценка качества освоения образовательной программы или отдельного модуля этой программы», «электронное обучение», «дистанционные технологии».

уметь:

  • разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода;
  • разрабатывать образовательные программы на основе модульного принципа построения программ, системы зачетных единиц;
  • разрабатывать образовательные программы, реализуемые с использованием дистанционных технологий и электронного обучения;
  • разрабатывать рабочие программы отдельных модулей.

иметь навыки:

  • осуществлять разработку образовательных программ высшего образования на основе ФГОС ВО.

Основные темы:

Модуль 1. Нормативно-методическая база разработки и реализации образовательных программ.

  • Основные задачи и направления развития системы образования. Нормативно-правовая база функционирования российской системы образования. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-фз от 29.12.2012. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования: содержание и условия реализации.
  • Проблемы разработки и реализации Основных образовательных программ на основе ФГОС ВО. Профессиональные стандарты. Учет требований профессиональных стандартов при разработке Основных образовательных программ.

Модуль 2. Компетенции и образовательные результаты.

  • Определение компетенций и образовательных результатов. Виды и задачи деятельности. Классификация компетенций. Универсальные компетенции. Общепрофессиональные компетенции. Профессиональные компетенции. Классификация компетенций по уровням образования.  Уровни освоения компетенций. Индикаторы измерения.
  • Образовательные результаты. Взаимосвязь компетенций и образовательных результатов.
  • Обобщенные трудовые функции. Трудовые функции. Трудовые действия.
  • Методология TUNING и возможность ее использования в российских университетах.
  • Профили образовательных программ подготовки бакалавров. Принципы выделения профилей. Принципы формирования магистерских программ.

Модуль 3. Кредитно-модульная организация учебного процесса.

  • Образовательный модуль: понятие и принципы формирования. Взаимосвязь компетенций и образовательных модулей. Взаимосвязь модулей и результатов обучения. Модульная модель учебного плана.
  • Зачетная единица как инструмент оценки трудоемкости учебной нагрузки обучающегося. Контактная работа с преподавателем: содержание и формы. Самостоятельная работа студента: содержание и формы.
  • Логика разработки учебных планов с использованием системы зачетных единиц.

Модуль 4. Практика и научно-исследовательская работа студентов.

  • Научно-исследовательская работка студентов: содержание, формы. Организация и содержание научных семинаров.
  • Практики: содержание, виды, формы.
  • Учебная практика. Производственная практика. Научно-исследовательская практика. Производственная практика.

Модуль 5. Технологии преподавания, обучения, оценивания.

  • Рекомендации TUNING в области применения образовательных технологий: преподавание, обучение, оценивание.
  • Преподавание. Методики и технологии преподавания при реализации компетентностного подхода. Взаимосвязь методик и технологий преподавания и результатов обучения.
  • Обучение. Методики и технологии обучения при реализации компетентностного подхода. Взаимосвязь методик и технологий обучения и результатов обучения.
  • Система оценивания успеваемости студентов. Балльно-рейтинговая система оценки.
  • Рабочая программа модуля (дисциплин, практик). Структура рабочей программы, алгоритм разработки.

Модуль 6. Законодательные основы использования электронного и дистанционного обучения при реализации образовательных программ высшего образования.

  • Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии: понятие и содержание.
  • Анализ и сравнение законодательных актов, регулирующих применение ДОТ и электронного обучения в вузах.
  • Модульная система организации учебного процесса c использованием дистанционных технологий.

Нагрузка: 

108 часов, в т.ч. 28 часов ауд. занятий, 80 часов - выполнение индивидуальной практической работы под руководством преподавателя и итоговая аттестация в дистанционном формате.

Документ об окончании: 

2 удостоверения о повышении квалификации установленного образца: МГУ имени М.В. Ломоносова и компании АНО «еНано»

Требования к компьютерному оборудованию и каналам связи

Требования к среде
  • Операционная система windows vista/7/8; mac os 10.5+
  • Экран с диагональю не менее 15”;
  • Процессор pentium 1 гГц или выше;
  • Оперативная память 512 мб или выше;
  • Свободное дисковое пространство 200 мб;
  • Минимальное разрешение дисплея по горизонтали 1024 точек;
  • Минимальное разрешение по вертикали 768 точек;
  • Глубина цвета дисплея 16 бит (65536 цветов) или выше;
  • Звуковая карта 16 бит, совместимая с ос (для аудио сопровождения);
  • Браузер Google Chrome версия 26 и выше; IE 8.0 и выше; Safari (Mac) версия 6.0 и выше.
Основные требования
  • Компонент Adobe Flash Player, версия не ниже 9 (установить с сайта Adobe).
  • Колонки, наушники или встроенный динамик - для звукового сопровождения курса.

Выдаем документ об окончании

Удостоверение о повышении квалификации
установленного образца

23 Апреля, 2019
Гафурова Наталия Владимировна
Обучение по программе будет ценно коллективам - разработчикам образовательных программ. В процессе авторской работы над разработкой образовательной программы возникает множество вопросов, которые...

Обучение по программе будет ценно коллективам - разработчикам образовательных программ. В процессе авторской работы над разработкой образовательной программы возникает множество вопросов, которые нужно обсуждать, получать внешнюю оценку, дискутировать над неоднозначными ситуациями в ходе этой работы. Программа осуществляет сопровождение и поддержку такой работы авторского коллектива. В реальной практике вузовской жизни такого не встречала.

Гафурова Наталия Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Департамента реализации проектов развития Сибирского федерального университета