Программа повышения квалификации

e-Learning

Проектирование и разработка электронных учебных курсов

Категория слушателей

Специалисты образовательных организаций высшего образования, дополнительного профессионального образования, учебных центров, отделов корпоративного обучения компаний, руководители и члены команд разработки электронных учебных курсов, технические специалисты служб поддержки дистанционного обучения.

Автор и преподаватель

Мерецков Олег Вадимович

Ведущий специалист по дистанционному обучению АНО «Электронное образование для наноиндустрии». Окончил с отличием МИЭМ НИУ ВШЭ, занимается вопросами применения компьютерных технологий в дистанционном обучении с 1997 года, имеет ряд публикаций по данной тематике, опыт преподавания в РГУ Нефти и Газа, МГИЭМ, МАДИ, в том числе, собственных авторских курсов.

Программа прошла апробацию в очном формате на базе учебно-методического центра в Голицыно (Московская область). С момента разработки по программе прошли обучение десятки слушателей, среди которых проректоры университетов, директора и главные специалисты компьютерных центров при ВУЗах, доценты, профессора, ассистенты кафедр, а также инженеры, лаборанты и техники, вовлеченные в процесс создания электронных учебных курсов. Программа будет также полезна hr-специалистам, занимающимся вопросами дистанционного обучения и аттестации персонала. В обучении может принимать участие как команда разработчиков, так и отдельные специалисты.

Цель:

Целью освоения программы является приобретение компетенций в части:

  • Формирования целостного представления о методологии проектирования и разработки электронных учебных курсов.
  • Умения разрабатывать план проекта создания электронного курса с учетом работы группы специалистов технического и гуманитарного направления с использованием специализированного инструментария.
  • Овладения знаниями об арсенале  программных средств, особенностей применения технического инструментария на каждом этапе выполнения работ, алгоритма проведения тестирования и приемки.
  • Применения и адаптация полученного опыта разработки и использования приемов и инструментов для создания электронного курса, от авторской идеи до готового продукта.

Содержание программы:

Модуль 1. Введение в разработку электронных учебных курсов

  • Основные понятия дистанционного обучения  (ЭУК, СДО, траектория обучения, учебные результаты).
  • Классификация ЭУК.
  • Обзор наиболее распространенных форматов ЭУК   (AICC, SCORM, IMS).
  • Обзор современных средств разработки ЭУК.
  • Обзор наиболее распространённых в России СДО (Moodle, Доцент, WebTutor и др.).

Модуль 2. Планирование работ по созданию электронного учебного курса

  • Проектный подход к разработке ЭУК (модель коллектива разработчиков; управление качеством, сроками, бюджетом, рисками, ресурсами проекта и  мотивацией команды разработчиков; примеры планирования)
  • Составление учебно-методического плана ЭУК (структура, порядок составления, примеры УМП).
  • Выбор средств разработки ЭУК (критерии выбора, дерево вариантов).
  • Описание сценариев работы ЭУК (базовые требования, формы представления, примеры сценариев ЭУК).
  • Составление Технического задания на разработку ЭУК (перечень рекомендуемых разделов ТЗ и их содержание; критерии ситуаций, в которых можно не составлять ТЗ по ГОСТ).

Модуль 3. Подготовка авторских материалов

  • Понятие «авторский материал».
  • Формы представления авторских материалов.
  • Авторское право.
  • Особенности подготовки авторских материалов  в рамках создания ЭУК
    • для теоретических разделов, 
    • для практических и лабораторных работ, 
    • для контроля знаний

Модуль 4. Создание типовых элементов электронных учебных курсов

  • Общие подходы к созданию типовых элементов ЭУК (каналы восприятия информации, психология цветопередачи, скорость речи, максимальный дискрет воспринимаемой информации и т.д.).
  • Варианты создания теоретических разделов ЭУК (базовые требования, примеры реализации).
  • Варианты создания интерактивных модулей для практических и лабораторных работ в рамках ЭУК (базовые требования, примеры реализации).
  • Варианты реализации элементов контроля знаний в рамках ЭУК (базовые требования, примеры реализации).

Модуль 5.  Организация процесса приемки электронного учебного курса

  • Общие принципы организации приемки ЭУК.
  • Тестирование ЭУК (разработка методики тестирования, организация и проведение тестирования).
  • Документирование разработки (виды, комплектность и назначение документов, рекомендации по их содержанию, примеры составления).
  • Апробация ЭУК на контрольной группе учащихся (методика проведения апробации, критерии успешности).

Форма обучения:

Заочная с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Результаты обучения:

В результате освоения программы слушатель будет:

иметь практический опыт:

  • разработки плана и организации последовательных действий при создании курса с пониманием функционала и вклада каждого специалиста команды - разработчиков электронного курса.

уметь:

  • планировать работы по созданию электронного учебного курса (определение последовательности и взаимосвязей работ, определения сроков их выполнения и потребностей в ресурсах);
  • осуществлять подготовку авторских материалов для модулей автоматизированного контроля знаний в форме тестов;
  • делать обоснованный выбор средств разработки электронных учебных курсов в зависимости от поставленной задачи и комплекса внешних условий;
  • создавать модули изучения теоретического материала в формате электронного учебного курса с помощью одного из специализированных средств разработки (по выбору обучаемого) CourseLab, iSpring или Articulate StoryLine;
  • создавать тесты (модули контроля знаний) с помощью одного из специализированных средств разработки (по выбору обучаемого) CourseLab, iSpring или Articulate StoryLine;
  • составлять методику приемочного тестирования электронного учебного курса;

знать:

  • основные понятия дистанционного обучения в соответствии с современным законодательством;
  • наиболее распространенные форматы разработки электронных учебных курсов;
  • основные характеристики наиболее распространенных средств разработки электронных учебных курсов;
  • основные характеристики наиболее распространенных в России систем дистанционного обучения;
  • особенности управления системой мотивации коллектива разработчиков электронных учебных курсов;
  • особенности выявления и управления рисками, специфичными для разработки электронных учебных курсов;
  • структуру и порядок составления учебно-методического плана электронного учебного курса;
  • содержание и порядок составления сценария электронного учебного курса;
  • структуру и содержание основных разделов технического задания на разработку электронного учебного курса;
  • особенности российского законодательства в области авторского права применительно к созданию электронных учебных курсов;
  • специфику подготовки авторских материалов для электронных учебных курсов, возникающей вследствие выбора форм их последующей реализации (видеолекции, закадровые пояснения, игровые элементы и т.п.);
  • основы психологии восприятия информации человеком (каналы передачи информации,  приемы концентрации внимания слушателя);
  • правила перевода авторского материала теоретических разделов в слайды электронного курса с помощью трех специализированных средств разработки: CourseLab, iSpring, Articulate StoryLine;
  • правила перевода авторского материала для лабораторных и практических работ  в слайды электронного курса с помошью трех специализированных средств разработки: CourseLab, iSpring, Articulate StoryLine;
  • правила перевода авторского материала для модулей контроля знаний в слайды электронного курса с помощью трех специализированных средств разработки: CourseLab, iSpring, Articulate StoryLine;
  • общие принципы организации приемки  и апробации электронных учебных курсов;
  • виды, содержания и назначения основных сопроводительных документов к электронному учебному курсу.

Нагрузка: 

Программа рассчитана на освоение материала в течение 1,5 месяцев. 72 часа – общее время обучения. Еженедельно будут проводиться 1,5 часовые лекции в формате вебинара. Программа состоит из 5 модулей, в каждом из которых предусмотрено 1 практическое задание. Обучение предполагает активное участие.

Документ об окончании: 

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию (в форме защиты курсовой работы), получат Удостоверение о повышении квалификации установленного образца АНО «еНано».

Требования к компьютерному оборудованию и каналам связи

Требования к среде
  • Операционная система windows vista/7/8; mac os 10.5+
  • Экран с диагональю не менее 15”;
  • Процессор pentium 1 гГц или выше;
  • Оперативная память 512 мб или выше;
  • Свободное дисковое пространство 200 мб;
  • Минимальное разрешение дисплея по горизонтали 1024 точек;
  • Минимальное разрешение по вертикали 768 точек;
  • Глубина цвета дисплея 16 бит (65536 цветов) или выше;
  • Звуковая карта 16 бит, совместимая с ос (для аудио сопровождения);
  • Браузер Google Chrome версия 26 и выше; IE 8.0 и выше; Safari (Mac) версия 6.0 и выше.
Основные требования
  • Компонент Adobe Flash Player, версия не ниже 9 (установить с сайта Adobe).
  • Колонки, наушники или встроенный динамик - для звукового сопровождения курса.

Выдаем документ об окончании

Удостоверение о повышении квалификации
установленного образца