Программа повышения квалификации

e-Learning
Разработка курсов

Разработка электронного курса своими руками: от проекта до реализации

Категория слушателей

Специалисты образовательных организаций высшего образования, дополнительного профессионального образования, учебных центров, отделов корпоративного обучения компаний, руководители и члены команд разработки электронных учебных курсов, технические специалисты служб поддержки дистанционного обучения.

Автор и преподаватель

Мерецков Олег Вадимович

Ведущий специалист по дистанционному обучению АНО «Электронное образование для наноиндустрии». Окончил с отличием МИЭМ НИУ ВШЭ, занимается вопросами применения компьютерных технологий в дистанционном обучении с 1997 года, имеет ряд публикаций по данной тематике, опыт очного преподавания в РГУ Нефти и Газа, МГИЭМ, МАДИ, в том числе собственных авторских курсов. Автор книг «Создание электронного курса своими руками», «Создание компьютерных тестов и диалоговых тренажеров», «Применение ИКТ в ВУЗе», «Цифровые образовательные технологии: практика применения»

Программа прошла апробацию в очном формате на базе учебно-методического центра в Голицыно (Московская область). С момента разработки по программе прошли обучение десятки слушателей, среди которых проректоры университетов, директора и главные специалисты компьютерных центров при ВУЗах, доценты, профессора, ассистенты кафедр, а также инженеры, лаборанты и техники, вовлеченные в процесс создания электронных учебных курсов. Программа будет также полезна hr-специалистам, занимающимся вопросами дистанционного обучения и аттестации персонала. В обучении может принимать участие как команда разработчиков, так и отдельные специалисты.

Цель:

Целью освоения программы является приобретение компетенций в части:

  • Формирования целостного представления о методологии проектирования и разработки электронных учебных курсов.
  • Умения разрабатывать план проекта создания электронного курса с учетом работы группы специалистов технического и гуманитарного направления с использованием специализированного инструментария.
  • Овладения знаниями об арсенале  программных средств, особенностей применения технического инструментария на каждом этапе выполнения работ, алгоритма проведения тестирования и приемки.
  • Применения и адаптация полученного опыта разработки и использования приемов и инструментов для создания электронного курса, от авторской идеи до готового продукта.

Для кого:

Руководители команд разработки электронных курсов
  • Научитесь эффективной постановке задач исполнителям и планированию работ по созданию электронного учебного курса
  • Поймете и попробуете на себе основные роли в команде разработчиков
  • Освоите процесс организации приемки и апробации электронного учебного курса, а также взаимодействия с внешними подрядчиками

Специалисты отделов дистанционного обучения
  • освоите процесс создания важнейших элементов электронного курса 
  • пройдете все этапы разработки электронного курса
  • научитесь создавать  проверочные задания для оценки результатов обучения
  • своими руками создадите учебный курс с использованием наиболее распространенных средств разработки Articulate StoryLine, CourseLab или iSpring Suite

Методисты и преподаватели организаций высшего и среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, учебных центров
  • узнаете о наиболее распространенных форматах электронных учебных курсов, средствах разработки и системах дистанционного обучения
  • получите опыт подготовки авторских материалов для электронных курсов
  • систематизируете имеющиеся  знания

В результате вы:
  • Изучите новые подходы в разработке электронных учебных курсов, получите системные знания о разработке электронных курсов  и их внедрения в учебный процесс
  • Освоите алгоритм действий при разработке электронного курса: с чего начать, как сделать правильно и чем закончить
  • Узнаете метрики и показатели, по которым можно оценить результаты обучения
  • Получите опыт взаимодействия с коллегами, в процессе создания электронного курса
  • Выполните свой профессиональный проект и создадите полноценный прототип электронного курса
  • Получите полное сопровождение вашего проекта и консультацию автора и преподавателя программы

Содержание программы:

Модуль 1. Введение в разработку электронных учебных курсов

  • Основные понятия дистанционного обучения.  ЭУК, СДО, траектория обучения, учебные результаты
  • Классификация ЭУК
  • Обзор наиболее распространенных форматов ЭУК   (AICC, SCORM, IMS)
  • Обзор современных средств разработки ЭУК.
  • Обзор наиболее распространённых в России СДО (Moodle, Доцент, WebTutor и др.)

Модуль 2. Планирование работ по созданию электронного учебного курса

  • Проектный подход к разработке ЭУК. Модель коллектива разработчиков; управление качеством, сроками, бюджетом, рисками, ресурсами проекта и  мотивацией команды разработчиков; примеры планирования
  • Составление учебно-методического плана ЭУК. Структура, порядок составления, примеры УМП
  • Выбор средств разработки ЭУК. Критерии выбора, дерево вариантов
  • Описание сценариев работы ЭУК. Базовые требования, формы представления, примеры сценариев ЭУК
  • Составление Технического задания на разработку ЭУК. Перечень рекомендуемых разделов ТЗ и их содержание; критерии ситуаций, в которых можно не составлять ТЗ по ГОСТ

Модуль 3. Подготовка авторских материалов

  • Понятие «авторский материал»
  • Формы представления авторских материалов
  • Авторское право
  • Особенности подготовки авторских материалов  в рамках создания ЭУК
  • для теоретических разделов
  • для практических и лабораторных работ
  • для контроля знаний

Модуль 4. Создание типовых элементов электронных учебных курсов

  • Общие подходы к созданию типовых элементов ЭУК. Каналы восприятия информации, психология цветопередачи, скорость речи, максимальный дискрет воспринимаемой информации и т.д.
  • Варианты создания теоретических разделов ЭУК. Базовые требования, примеры реализации
  • Варианты создания интерактивных модулей для практических и лабораторных работ в рамках ЭУК.Базовые требования, примеры реализации
  • Варианты реализации элементов контроля знаний в рамках ЭУК. Базовые требования, примеры реализации

Модуль 5.  Организация процесса приемки электронного учебного курса

  • Общие принципы организации приемки ЭУК
  • Тестирование ЭУК. Разработка методики тестирования, организация и проведение тестирования
  • Документирование разработки. Виды, комплектность и назначение документов, рекомендации по их содержанию, примеры составления
  • Апробация ЭУК на контрольной группе учащихся. Методика проведения апробации, критерии успешности

Форма обучения:

Заочная с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Результаты обучения:

В результате освоения программы слушатель будет:

иметь практический опыт:

  • разработки плана и организации последовательных действий при создании курса с пониманием функционала и вклада каждого специалиста команды - разработчиков электронного курса.

уметь:

  • планировать работы по созданию электронного учебного курса (определение последовательности и взаимосвязей работ, определения сроков их выполнения и потребностей в ресурсах);
  • осуществлять подготовку авторских материалов для модулей автоматизированного контроля знаний в форме тестов;
  • делать обоснованный выбор средств разработки электронных учебных курсов в зависимости от поставленной задачи и комплекса внешних условий;
  • создавать модули изучения теоретического материала в формате электронного учебного курса с помощью одного из специализированных средств разработки (по выбору обучаемого) CourseLab, iSpring или Articulate StoryLine;
  • создавать тесты (модули контроля знаний) с помощью одного из специализированных средств разработки (по выбору обучаемого) CourseLab, iSpring или Articulate StoryLine;
  • составлять методику приемочного тестирования электронного учебного курса;

знать:

  • основные понятия дистанционного обучения в соответствии с современным законодательством;
  • наиболее распространенные форматы разработки электронных учебных курсов;
  • основные характеристики наиболее распространенных средств разработки электронных учебных курсов;
  • основные характеристики наиболее распространенных в России систем дистанционного обучения;
  • особенности управления системой мотивации коллектива разработчиков электронных учебных курсов;
  • особенности выявления и управления рисками, специфичными для разработки электронных учебных курсов;
  • структуру и порядок составления учебно-методического плана электронного учебного курса;
  • содержание и порядок составления сценария электронного учебного курса;
  • структуру и содержание основных разделов технического задания на разработку электронного учебного курса;
  • особенности российского законодательства в области авторского права применительно к созданию электронных учебных курсов;
  • специфику подготовки авторских материалов для электронных учебных курсов, возникающей вследствие выбора форм их последующей реализации (видеолекции, закадровые пояснения, игровые элементы и т.п.);
  • основы психологии восприятия информации человеком (каналы передачи информации,  приемы концентрации внимания слушателя);
  • правила перевода авторского материала теоретических разделов в слайды электронного курса с помощью трех специализированных средств разработки: CourseLab, iSpring, Articulate StoryLine;
  • правила перевода авторского материала для лабораторных и практических работ  в слайды электронного курса с помошью трех специализированных средств разработки: CourseLab, iSpring, Articulate StoryLine;
  • правила перевода авторского материала для модулей контроля знаний в слайды электронного курса с помощью трех специализированных средств разработки: CourseLab, iSpring, Articulate StoryLine;
  • общие принципы организации приемки  и апробации электронных учебных курсов;
  • виды, содержания и назначения основных сопроводительных документов к электронному учебному курсу.

Нагрузка: 

Программа рассчитана на освоение материала в течение 1,5 месяцев. 72 часа – общее время обучения. 5 вебинаров и один итоговый вебинар. Программа состоит из 5 модулей, в каждом из которых предусмотрено 1 практическое задание. Обучение предполагает активное участие.

Документ об окончании: 

Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию (в форме защиты курсовой работы), получат Удостоверение о повышении квалификации установленного образца АНО «еНано».

Требования к компьютерному оборудованию и каналам связи

Требования к среде
  • Операционная система windows vista/7/8; mac os 10.5+
  • Экран с диагональю не менее 15”;
  • Процессор pentium 1 гГц или выше;
  • Оперативная память 512 мб или выше;
  • Свободное дисковое пространство 200 мб;
  • Минимальное разрешение дисплея по горизонтали 1024 точек;
  • Минимальное разрешение по вертикали 768 точек;
  • Глубина цвета дисплея 16 бит (65536 цветов) или выше;
  • Звуковая карта 16 бит, совместимая с ос (для аудио сопровождения);
  • Браузер Google Chrome версия 26 и выше; IE 8.0 и выше; Safari (Mac) версия 6.0 и выше.
Основные требования
  • Компонент Adobe Flash Player, версия не ниже 9 (установить с сайта Adobe).
  • Колонки, наушники или встроенный динамик - для звукового сопровождения курса.

Выдаем документ об окончании

Удостоверение о повышении квалификации
установленного образца

09 Декабря, 2019
Никитина Наталья Вячеславовна

Обучение по теме разработка электронных учебных курсов была моей инициативой, так как современные условия жизни и работы диктуют нам необходимость дать возможность персоналу обучаться с минимал...


Обучение по теме разработка электронных учебных курсов была моей инициативой, так как современные условия жизни и работы диктуют нам необходимость дать возможность персоналу обучаться с минимальным отрывом от производственных процессов. В связи с этим перед нашим подразделением стоит задача развития системы внутреннего дистанционного обучения.

При выборе провайдера обучения по разработке ЭУК выбирала между Вашим курсом и Академией iSpring, у которых подобное обучение стоит около 60 тыс. рублей. Сейчас понимаю, что не зря сэкономила деньги для Компании и выбрала обучение именно у Вас. За время обучения по программе «Проектирование и разработка электронных курсов» приобрела базовые навыки работы в программе iSpring, также узнала много нового об особенностях организации дистанционного обучения, вопросах законодательства, регулирующих авторское право и иные смежные аспекты, связанные с ЭУК, погрузилась в процесс документирования разработки и приемки ЭУК, смогла побыть во всех ролях, которые участвуют при создании ЭУК.

В данной программе понравилось, что кроме ЭУК по теме «Проектирование и разработка электронных курсов», были онлайн вебинары, во время которых преподаватель делал акценты на основных моментах ЭУК, а также методический материал в виде книги. Здесь оптимально сочетаются теория и практика.

Отдельное спасибо Олегу Вадимовичу за предоставление оперативной и развернутой обратной связи, а также сотрудникам поддержки за решение технических вопросов.

 

Никитина Наталья Вячеславовна, руководитель направления по работе и развитию персонала

 

 

28 Июня, 2018
Можаровская Алевтина Александровна
От лица команды МГТУ Станкин, от лица университета хочу поблагодарить организаторов мероприятия , за вашу отзывчивость, терпение и помощь. Отдельно большое спасибо Мерецкову Олегу и Васильеву Андрею...

От лица команды МГТУ Станкин, от лица университета хочу поблагодарить организаторов мероприятия , за вашу отзывчивость, терпение и помощь. Отдельно большое спасибо Мерецкову Олегу и Васильеву Андрею. С ними очень понятно и приятно было учиться, не смотря на катастрофическую занятость на работе. В будущем с удовольствием готовы повторить еще не раз! Спасибо большое всем! Можаровская Алевтина Александровна, директор МИРИТ