Новость

Вячеслав Чикин: "Самым главным критерием для нас является количество рабочих мест, которое наш выпускник создаст через пять лет"

Вячеслав Чикин - научный руководитель Межвузовской программы - принял участие во Втором российском форуме «Молодежное Интернет-предпринимательство», организованном Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ). Публикуем отрывок из интервью с экспертами форума, подготовленного проектом 4 science.

Полная версия

Как вырастить настоящего технологического предпринимателя? Единого ответа на этот вопрос у отечественной вузовской общественности до сих пор нет. И это продемонстрировала дискуссия экспертов, прошедшая в рамках Второго российского форума «Молодежное Интернет-предпринимательство», организованная Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Руководитель Сетевой Межвузовской программы подготовки инженеров в сфере высоких технологий Вячеслав ЧИКИН уверен: когда речь идет о технологическом предпринимательстве, то очень важно, чтобы студенты погружались в среду, где делают высокотехнологичный бизнес, а не приходили бы на обучение с собственными бизнес-идеями, как того требуют в других вузах.

- Пожалуй, в этом главное наше отличие. Тем более, что в 99% случаев такие студенческие проекты просто не заслуживают внимания.

Наша программа родилась в сентябре 2011 года, когда в МФТИ открылась базовая кафедра технологического предпринимательства «РОСНАНО». Традиционно Физтех — настоящий исследовательский вуз, ориентированный на работу базовых кафедр. То, что сейчас называется магистратурой, в МФТИ фактически было перенесено в стены различных НИИ, где шла передача знаний «от мастера к подмастерью».

Но при этом упущенным оказалось существенное «поле», насыщенное не менее интересными научными задачами на переднем краю технологического развития. Речь идет об уже сложившихся компаниях среднего размера, заинтересованных в студентах, но не имеющих пока возможности открыть собственную базовую кафедру в крупном вузе. Мы решили расширить границы университета, втянув в его орбиту такие компании. Дали им возможность набирать студентов, ставить им задачи, осуществляя научное руководство. Это именно те компании, которые живут рынком и коммерциализацией продуктов, что дает возможность нашим студентам, позиционирующим себя как будущие предприниматели, получить в ходе обучения ценный опыт.

В первый год было отобрано всего пять таких компаний. Сегодня их у нас уже больше 20. Их задача — создать условия для выполнения научно-исследовательской работы студента, предоставить проект, который находится на одной из довольно ранних стадий, погрузить студента или студенческую команду вместе со своими сотрудниками в бизнес-среду. Сделать все, чтобы этот проект запустился. Причем, будущее самого проекта может быть самым разным: он может и умереть через полтора года, а может превратиться в успешный спинофф под руководством самих студентов.

В 2013 году к нашей программе присоединились НИЯУ МИФИ и НИТУ «МИСиС». Студенты теперь обучаются по индивидуальному плану тем дисциплинам научно-естественного профиля, которые соответствуют их проекту. Кроме того, вместе с коллегами из этих вузов мы разработали специальный инновационный модуль, где читаются дисциплины от экономических до управленческих и системно-инженерных. Это позволяет набрать те компетенции, которые окажутся полезными будущим руководителям проекта или фаундерам.

Да, признаться, сетевое взаимодействие сразу между несколькими сильнейшими вузами страны наладить было непросто: каждый университет живет по своим регламентам, и порой внутренние правила оказываются даже строже общероссийских законов... Но сложности эти нам удалось решить, создав некую структуру не над вузами, а вне их: внешняя компания-оператор АНО «eНано» взяла на себя административный функционал и помогает нам в разрешении различных конфликтов.

Мы отнюдь не считаем, что показателем успеха нашей программы должен являться тот факт, что после выпуска из института студент пойдет работать именно в ту компанию, где он учился. Нам важно, чтобы студент остался в сфере инновационного бизнеса, а каким образом — уже не столь значимо.

Иногда бывает так, что наш выпускник переходит в компанию из того же сектора, из того же сегмента, где он видит больше перспектив для своего карьерного роста. Скажем, из большой компании — в компанию менее крупную, но более гибкую, где уже через два-три года он становится соучредителем. Самым главным критерием для нас является количество рабочих мест, которое наш выпускник создаст через пять лет, а вовсе не сразу после своего выпуска.

Источник © 4science