Восторги и разочарования: уроки MOOC

Прошло четыре года с момента создания самой популярной платформы онлайн-образования Coursera. Массовые открытые онлайн-курсы, MOOC, привлекли к себе всеобщее внимание в 2011 году.

Многие увидели в MOOC революционную идею, способную изменить существующую образовательную систему – сделать образование доступным для всех и даже полностью заменить традиционное университетское образование в будущем. Однако, пока слабые стороны онлайн образования борются с сильными. Это подтверждают зарубежные исследователи и российские аналитики.

Сильные стороны онлайн-образования: равный доступ к информации независимо от удаленности, низкие барьеры получения знаний, мобильность, широкие возможности выбора тем и специализаций и постоянно обновляемый материал, возможность самообразования выглядели достаточно многообещающими.

Слабые стороны: зависимость окончания курса от самомотивации слушателя. Люди хорошо реагируют на возможность бесплатного дополнительного образования и записываются на курсы, но до конца доходят единицы. Уровень отсева может превышать 90% по данным ряда исследований.

То же самое касается и российских онлайн MOOC. Для выявления мотивов и образовательного «арсенала» учащихся исследователь аналитик Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Семенова проанализировала базу данных, включающую административные и опросные данные слушателей четырех экономических курсов НИУ ВШЭ, проведенных на онлайн-платформе Coursera в 2014 году. Это «Основы микроэкономики», «Макроэкономика», «Теория отраслевых рынков» и «Финансовые рынки и институты» (все они были прочитаны на русском языке и прошли с февраля по июль).

xhttp_res (18).jpg

Рис. 1 Данные по участникам четырех открытых онлайн-курсов НИУ ВШЭ. Источник: доклад аналитика Института образования НИУ ВШЭ Татьяны Семеновой

Важно, с какой целью студент начинает учиться на массовых онлайн-курсах - из-за интереса к излагаемому предмету или желания извлечь из этого «дивиденды» в виде повышения на работе, а также какой образовательный опыт у него есть. 

Какова мотивация

  • Студенты, проходящие курс из-за любознательности, внутренней заинтересованности в предмете. Речь идет о внутренней мотивации к учебе на MOOCs
  • Учащиеся, не преследующие никакой цели при прохождении курса
  • Слушатели, имеющие несколько целей учебы («разносторонняя цель»). Они выбирали курс как просто из интереса к нему (внутренняя мотивация), так и из-за намерения применить полученные знания – например, для продвижения по карьерной лестнице (внешняя мотивация). Внешний мотив может быть выражен даже ярче
  • Студенты, преследующие «разностороннюю цель» при прохождении курса в меньшей степени, чем предыдущая группа.
  • Учащихся с внутренней мотивацией больше всего – почти 41%. Почти вдвое меньше тех, кто присоединился к курсам без определенной цели (около 24%). Слушателей с несколькими целями и учащихся, преследующих «разностороннюю цель» в меньшей степени, примерно одинаковые доли (около 17% и более 18%).
xhttp_res (19).jpg

Рис. 2 Распределение слушателей по мотивам выбора курса, %. Источник: доклад аналитика Института образования НИУ ВШЭ Татьяны Семеновой.

Кто с большим успехом заканчивает MOOC

У слушателя с высшим образованием, с опытом обучения по предмету схожей тематики и опытом участия в других MOOCs, владеющего русским языком и преследующего «разностороннюю цель» (любознательность, карьерные планы) или цель-интерес, баллы за курс будут значимо выше оценки студента, не располагающего названными преимуществами и не ставящего определенную цель при прохождении курса. И он больше мотивирован на окончание курса.

Цель и образовательный опыт предопределяют успех учебы.

По материалам opec.ru

Поделиться в соцсетях