Стажировка в Финляндию по вопросам естественно-научного образования школьников

Стажировка в Финляндию по вопросам естественно-научного образования школьников

24 – 28 апреля 2017 года в Хельсинки состоялась международная стажировка, проведенная Фондом инфраструктурных и образовательных программ, по вопросам организации естественно-научного образования школьников. В стажировке приняли участие представители образовательных организаций–участников проекта «Школьная Лига Роснано», педагоги Московского городского педагогического университета и гендиректор АНО«eNANO» Игорь Вальдман.

Российские участники побывали в средней школе первой ступени Espoon Matikkamaa в Olari, средней школе высшей ступени Martinlaakso, Детской научной школе, Национальном агентстве по образованию, посетили Астрономическую ассоциацию Ursa, Архитектурную школу для детей и молодежи Arkki, Финский природный центр Haltia, Музей воображаемой науки и Финский научный центр «Нeureka».

По итогам стажировки можно отметить некоторые особенности системы образования Финляндии.

Обеспечение равных возможностей

Основные усилия финской школы направлены на освоение всеми учащимися необходимых базовых знаний. Ключевая особенность финской системы образования – оказание поддержки слабым и отстающим детям, а не подготовка лидеров и победителей предметных олимпиад и других интеллектуальных конкурсов. В образовании создана система психолого-педагогической поддержки, в рамках которой организована работа учителей и психологов по выявлению детей, имеющих низкие результаты, и оказанию им адресной помощи.

download_file (1).jpg

Конкурсы – не главное

Еще раз отметим, в финской школе конкурсы, олимпиады и иные соревнования по выявлению одаренных проводятся достаточно редко. Важно, чтобы каждый ребенок понял, что у него что-то получилось. Когда тебя сравнивают с более сильными другими этого добиться трудно, так как формируется эффект неуспеха и неудачи. Индивидуальный прогресс важнее, чем сравнение с другими.

Автономия школы

Финская школа по-настоящему самостоятельна. Во-первых, имеет финансовую автономию и самостоятельно распоряжается своим бюджетом. Во-вторых, она сама разрабатывает учебные программы по всем предметам, базируясь на рекомендациях национального учебного плана, который носит рамочный характер.

Также школы выбирают и модель реализации образовательной программы – преподавание по спирали (каждый год возращаются к изучению тех же понятий, но уже на новом уровне) или линейно.

Домашняя работа

Не принято задавать большой объем домашних заданий: у ученика должно оставаться время для личного досуга. Как правило, на задание по предмету тратится не больше 15-20 минут. «Если мы видим, что ребенок тратит больше часа на домашние задания, - говорят финские педагоги, - то мы с коллегами собираемся и обсуждаем это как проблему, которую нужно решать».

download_file (2).jpg

Педагоги

Профессия учителя престижна и, как правило, вполне достойно оплачивается. Для поступления на работу учителям требуется степень магистра. В центрах дополнительного образования беспрепятственно могут преподавать специалисты без педагогического образования. Главное, чтобы это были практики, способные вызвать у ребенка интерес к своему делу. Поэтому к такой работе привлекаются инженеры, художники, архитекторы, спортсмены и т.д.

Практикоориентированное образование

В Финляндии не делают упор на теорию, а изучают предметы в конкретных жизненных ситуациях. Формулы и теоремы преподаются в очень небольшом объеме, основной акцент делается на эксперименты, лабораторные работы, изучение конкретных явлений в природе и т.п. Поэтому школьники Финляндии систематически показывают высокие результаты в международном тесте PISA, задания которого ориентированы на решение практических задач и жизненных проблем.

Школа без экзаменов

Экзамены и контрольное тестирование практически отсутствуют в финской школе. Годовой курс обучения завершается на основании учета годовых оценок по предметам, которые выставляют учителя. Экзамены есть лишь на последней ступени школьного образования – после окончания лицея, обучение в котором необходимо для поступления в университет.

download_file (3).jpg

Иностранные языки

Как правило, в финской школе дети изучают 3 - 5 языков. Все изучают финский и шведский языки, которые являются государственными. И подавляющее большинство учит английский. Многие выбирают для изучения какие-то дополнительные языки стран Европы.

Информационные технологии и программирование

В соответствии с новым учебным планом в предмете «математика» школьники изучают раздел программирования. Программирование в свою очередь мотивирует к изучению естественных наук и информационных технологий.

С материалами о системе образования Финляндии можно ознакомиться здесь (презентация).

Поделиться в соцсетях