Реформирование отрасли: кейс электроэнергетики России

Реформирование отрасли: кейс электроэнергетики России

Учебный курс по реформе электроэнергетики России разработан Высшей школой экономики совместно с АНО «еНано» и при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ. Один из его преподавателей и идейных вдохновителей — Василий Александрович Зубакин — рассуждает о том, как появился этот курс, в чем его уникальность и кому он обязательно пригодится.

Аннотация

Электронный учебный курс «Реформирование отрасли: кейс электроэнергетики России» ориентирован на развитие компетенций в разработке и принятии управленческих решений в условиях неопределенности среды и отраслевой трансформации. Курс рассказывает о ключевых особенностях электроэнергетической отрасли России и развитых зарубежных стран, мировом опыте реформирования электроэнергетики, технологическом устройстве электроэнергетической отрасли России, основных этапах и ключевых особенностях реформы российской электроэнергетики. Курс формирует у слушателей представление о целях и задачах реформы, условиях и факторах ее подготовки и проведения, способах оценки успешности.

Ключевые слова

Реформа электроэнергетики, видеолекции, онлайн-курс, образование и бизнес

Из первых рук

Что представляет собой учебный курс «Реформирование отрасли: кейс электроэнергетики России»? Это электронный продукт, который реализуется в дистанционном формате и включает полноценный комплект учебных материалов с видеолекциями, тестами и списками дополнительной литературы к каждой из лекций. Одно из достоинств курса заключается в том, что его авторы принимали непосредственное участие в реформе электроэнергетики: проходя обучение по курсу, слушатель получает информацию не в чьем-то пересказе, а из первых рук. Это особенно важно для темы, вокруг которой разворачивается много горячих дискуссий. Авторы курса — Анатолий Чубайс, Борис Вайнзихер, Василий Зубакин, Лариса Ширяева, Дмитрий Холкин — рассказывают о технологическом устройстве отрасли, предпосылках реформы электроэнергетики, ее реальном ходе и возможных, но не реализованных сценариях, их преимуществах и недостатках, о мировом опыте реформирования электроэнергетики и современных трендах развития отрасли.

В современном потоке информации очень важно создать целостную понятийную систему: разложить «по полочкам» все те понятия и концепции, которые встретятся студенту в ходе курса, а потом в практической работе, если он выберет соответствующую специальность.

На первый взгляд, такая система — вопрос нескольких десятков определений и объяснений. Однако для формирования действительно целостного представления этого недостаточно. Выучить не значит понять и начать применять: для глубокого погружения в тему нужно оперировать понятиями в живом общении. Мы не навязываем определения; со стороны иногда кажется, что мы просто показываем примеры, «рассказываем байки», но именно так закладывается понятийная структура. Мы даем базис, закладываем фундамент, рассчитывая на то, что заинтересованный слушатель самостоятельно достроит структуру своих знаний в необходимом объеме.

Но здесь есть еще одна особенность. Само название курса «Реформирование отрасли: кейс электроэнергетики России», кажется, подсказывает, что мы говорим о завершенном проекте и предлагаем погрузиться в историю. На самом деле это не так. Реформирование электроэнергетики не завершено: оно продолжается и сегодня. Но для того, чтобы разобраться в проблемах и вызовах сегодняшнего дня, необходимо понимать, как и почему в свое время принимались те или иные решения. Например, как получилось, что существуют два отдельных рынка — электроэнергии и мощности.

Мы не пытались сделать курс узкоспециализированным. В одной из первых лекций Борис Вайнзихер достаточно подробно останавливается на физической сущности энергетических процессов. Для того чтобы понять этот материал, достаточно знания физики на уровне средней школы; для прочих лекций нужны некоторая начальная финансовая грамотность и общие экономические представления. Такой подход создает много возможностей, обеспечиваются одинаковые условия для всех обучающихся, увеличивается целевая аудитория.

Для любых аудиторий

Для меня как топ-менеджера «Лукойл» курс полезен, потому что я могу давать его своим новым сотрудникам и буду уверен, что после этого мы с ними будем говорить на одном языке, использовать одинаковые понятия. Если честно, мне самому очень бы пригодилось такое «введение в специальность», когда я в 2000 году пришел в электроэнергетику. Специалистам, впервые входящим в энергетический бизнес, я особенно порекомендовал бы лекцию Ларисы Ширяевой, где собран весь мировой опыт либерализации электроэнергетики.

Для меня как преподавателя университета курс полезен, потому что он позволяет дать студентам определенную понятийную структуру. По той же причине он может быть интересен даже старшим школьникам в рамках профориентации: самостоятельно набрать знания в Интернете или библиотеке достаточно сложно. Я лично убедился в этом, правда, не на примере электроэнергетики. Однажды во время встречи с выпускниками средней школы у нас зашел разговор о сланцевом газе. И вдруг один из ребят начал выдавать информацию о том, что добыча этого газа дорогая и неперспективная. Пришлось прервать беседу, попросить его выложить телефон на стол и показать, откуда взялась эта информация. Оказалось, что он быстрым поиском откопал какую-то давнишнюю статью, которая появилась в те времена, когда «Газпром» несколько преуменьшал роль новых энергоносителей. Стали разбираться, я привел примеры из современности, рассказал подробности… но сколько еще тех школьников, которые могут получить искаженную картину просто по причине того, что они прочли в Интернете нечто не совсем соответствующее действительности?..

Электроэнергетика в принципе очень хороший объект для обучения и исследований. На бытовом уровне с ней сталкиваются практически все взрослые люди — и домохозяйки, и студенты, и инженеры. Поэтому продукт понятен с самого начала и будущим энергетикам, и людям, которые будут заниматься экономикой отрасли. С другой стороны, на примере электроэнергетики можно рассмотреть на уровне модели преобразование естественных монополий в период трансформации национальной экономики. У всех монополий примерно одни и те же проблемы: тарифное регулирование, проблема равного доступа, сложные технологические вопросы организации конкуренции. Это, кстати, делает курс полезным для будущих профессионалов из других областей. А нам самим дает возможность аргументированно отвечать на участившиеся в последнее время нападки, когда кто-то заявляет, что в советское время энергетика функционировала эффективнее. Важно быть в курсе реального положения вещей и понимать, что в пользу этого тезиса не существует ни одного серьезного аргумента.

В каком-то смысле наш курс как образовательный продукт уникален, его можно рассматривать в разных измерениях. Он задумывался как кейс, который позволяет проанализировать ход и результаты конкретной реформы, потребовавшей решения целого спектра экономических, управленческих, правовых и политических задач. И одновременно это универсальный прикладной инструмент, дающий методологию анализа и оценки реформ в любой отрасли. Курс реализован в двух вариантах: первый включает тесты стандартного образца, во второй встроен сценарный тест. В ходе этого теста слушателю предлагается пройти определенные развилки, чтобы в итоге выйти на один из заданных в кейсе сценариев — сценарий реальной реформы или один из альтернативных, не реализованных планов. Несомненно, в любом из вариантов курс будет интересен и полезен как студентам программ бакалавриата и магистратуры технического и экономического профилей подготовки, так и специалистам электроэнергетической отрасли.

Автор: Василий Александрович Зубакин, д. э. н., профессор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина 

Источник: "Образовательная политика"




Поделиться в соцсетях