Новость

Методические аспекты организации групповой работы обучаемых при реализации программ повышения квалификации в дистанционном формате



В научно-практическом рецензируемом журнале "Открытое образование" опубликована статья "Методические аспекты организации групповой работы обучаемых при реализации программ повышения квалификации в дистанционном формате", авторами которой выступили генеральный директор АНО "еНано" Игорь Вальдман и ведущий специалист по дистанционному обучению, автор электронного курса "Проектирование и разработка электронных учебных курсов" и преподаватель одноименной программы Олег Мерецков

Как в России, так и за рубежом командный способ работы давно и прочно завоевал свое место на рынке труда как форма коллективного взаимодействия мультипрофессиональных групп специалистов по реализации бизнес-проектов, проведению научно-конструкторских разработок, проектированию техно- логических решений и созданию инновационной продукции. При этом в образовательной практике, особенно при использовании дистанционных образовательных технологий, командный метод обучения встречается довольно редко. Причина этого состоит в том, что командная работа при реализации образовательных программ требует организации учёта индивидуальных образовательных результатов каждого обучаемого, их вклада в выполнение группового задания, что усложняет организацию образовательного процесса. Вследствие этого образовательные организации не слишком часто используют данную форму обучения из-за сложности его применения при проведении промежуточной и итоговой аттестации. 

Одним из решений проблемы, в основе которой лежит противоречие между потребностью выполнения групповых домашних заданий при обучении в дистанционном формате и необходимостью фиксации индивидуальных образовательных результатов каждого обучаемого в целях промежуточной и итоговой аттестации, являются предлагаемые авторами статьи базовые методические принципы, соблюдение которых позволяет сбалансировать требования законодательства и командный подход в процессе групповой работы обучаемых. 

В качестве исходных материалов авторами используется обзор имеющихся публикаций по вопросам организации командной работы обучаемых, в том числе, при реализации обучения в дистанционном формате, законодательство Российской Федерации в части, затрагивающей вопросы промежуточной и итоговой аттестации обучаемых, а также практический опыт реализации программ повышения квалификации на базе АНО «Электронное образование для наноиндустрии («еНано»)». На основании данных материалов авторами предлагаются базовые методические принципы, полученные эмпирическим путем и подлежащие валидации в процессе исследования. Валидация предложенных принципов выполнена на примере программы повышения квалификации «Проектирование и разработка электронных учебных курсов», реализуемой АНО «еНано» методом экспертного опроса на основании статистически значимой выборки. 

В результате проведенного исследования авторами получено подтверждение эффективности применения предлагаемых методических принципов методом экспертного опроса путем анкетирования 35 участников, прошедших обучение по вышеуказанной программе повышения квалификации в полностью дистанционном формате. Данная генеральная совокупность была сформирована из 3-х потоков, внутри которых обучаемые были разделены на минигруппы по 3–4 человека и сами модерировали роли внутри подгрупп при выполнении групповых (командных) заданий. Особую ценность в данной выборке представляет то, что все обучаемые имеют уровень образования не ниже высшего профессионального и являются действующими сотрудниками и преподавателями пяти российских университетов (СамГУ, ПНИПУ, ЯрГУ, КНИТУ, МИСиС), среди которых 6 профессоров, докторов наук, 18 доцентов, кандидатов наук, 2 декана, 2 заведующих кафедрами, 4 директора центров дистанционного обучения. 

Авторы надеются продолжить данное исследование, распространив его на программы профессиональной переподготовки и магистерские программы, реализуемые в полностью дистанционном формате.

Скачать статью в формате pdf.

Для цитирования: Вальдман И.А., Мерецков О.В. Методические аспекты организации групповой работы обучаемых при реализации программ повышения квалификации в дистанционном формате. Открытое образование. 2017;(6):70-80. DOI:10.21686/1818-4243-2017-6-70-80