Летняя школа Открытого Университета Сколково и компания eNano: объединяя науку и бизнес. Интервью со слушателями Школы

Инновационная политика требует интенсивного развития экономики страны, затрагивая все ее основные компоненты, в том числе, систему образования, перед которой стоят задачи подготовки не просто исследователей, но молодых специалистов, способных трансформировать свои идеи в работающие бизнес-модели. Последнее, в конечном счете, должно способствовать повышению инновационной активности бизнеса, и, более того - интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений.

В рамках Летней школы Открытого университета Сколково для молодых ученых компания eNano (входит в группу РОСНАНО) выступила программным партнером и предоставила всем слушателям бесплатный доступ к дистанционному курсу «Управление бизнес-процессами» от одного из ведущих бизнес-консультантов Игоря Лозовицкого. Курс практико-ориентированный: построен на кейсах автора по внедрению методологии бизнес-инжиниринга в успешных компаниях России и СНГ. Молодым ученым и исследователям Школы представилась возможность получить знания по методологии бизнес-инжиниринга и попробовать свои силы в моделировании бизнес-процессов и их систематизации.

Насколько управленческая тематика актуальна для молодых ученых? Легко ли трансформировать исследователя в успешного стартапера? Мы взяли интервью у двух слушательниц Летней школы 2015, чтобы вместе найти ответы на самые острые вопросы, стоящие перед молодыми инноваторами.

xhttp_res (10).png

Исакова Юлия, ведущий научный сотрудник Лаборатории профессиональной клинической фармакодинамики НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД», руководитель проекта PharmExpert.

xhttp_res (11).png

Анастасия Токунова, кандидат юридических наук, научный сотрудник Института экономико-правовых исследований НАН Украины.

Можно ли из молодого ученого сделать успешного стартапера?

Юлия: Конечно! Правда, не из каждого. Есть учёные, которых интересует только собственная разработка, причём исключительно с технической стороны. И это здорово. Без таких Учёных Мужей, науке пришлось бы туго, особенно в фундаментальных областях. Таких учёных, как правило, не интересуют бизнес-модели, маркетинг, защита интеллектуальных прав, что как раз необходимо знать стартаперу. Отнесём их к первому типу молодых учёных. Есть другой – прирождённые предприниматели, которые уже победили на УМНИКе, стали резидентами Сколково или пытаются это сделать. Посмотрите, сколько ребят уже начали реализовываться профессионально, получив гранты, победив в конкурсах стартапов. В них есть предпринимательская жилка априори, что называется. А есть третий тип - как правило, молодые учёные, которые просто не знают с чего начать. Они проработали в академсреде долгое время, имеют патенты и интересные идеи для коммерциализации, но боятся переступить порог исследовательского института и попробовать себя в бизнесе. Вот этот, третий тип молодых учёных, очень легко трансформировать в стартаперов или техноброкеров. И число таких молодых людей постоянно растёт. Заниматься инновациями становится престижно.

Анастасия: Я вижу работу в двух направлениях: во-первых, внедрение в научное сообщество идеи лояльности к коммерциализации инноваций (многие ученые, обладающие потенциалом создать что-то качественно новое, часто или «творят» науку только для науки, или ревностно относятся к тому, что их результат пытаются модифицировать, чтобы сделать продаваемым); во-вторых, формирование сообщества профессионалов, которые имеют прямое отношение к научной среде, но занимаются непосредственно коммерциализацией, продвигая первую группу. Такое разделение не ново. Показательный пример - опыт компаний Apple и Pixar. Взлеты происходили в моменты движения к одной цели ученых, занимающихся непосредственно разработками (Стив Возняк, Джон Лассетер), и лидера, не имеющего профильных знаний в той или иной области разработки, но разбирающегося в основах всех процессов и имеющего предпринимательский талант (Стив Джобс).

Насколько актуальна тема проектирования бизнес-процессов для молодого исследователя и на каком этапе эту тему полезно начинать изучать (в ВУЗе, в аспирантуре и др.)?

Юлия: К сожалению, построение бизнес-процессов - редкая тема для непрофильных ВУЗов, которые готовят специалистов в различных научных областях. Изучить ее предпринимателю и в принципе любому организатору, в том числе научного подразделения/учреждения, очень полезно, но обучение должно быть комплексным, вместе с погружением в другие бизнес-тематики.

Анастасия: Очень актуальна. Думаю, основы этих процессов стоит начать изучать на старте обучения, а на последних курсах вернуться к этому вопросу более подробно.

Эффективен ли формат дистанционного образования для молодых исследователей и специалистов? Какие темы онлайн курсов и программ для Вас наиболее актуальны?

Юлия: При дистанционном обучении важно обладать навыком самодисциплины и уметь распределять собственное время. Для тех, кто этим искусством овладел, неважно, что ты будешь изучать – макраме или нейробиологию онлайн. Сейчас меня очень интересуют темы управления научными инновациями и подбора и развития кадров, а также Business Administration, хотя Master’s курс предпочла бы пройти очно.

Анастасия: Эффективен, так как есть возможность учиться не в ущерб основной деятельности и самому регулировать этот процесс исходя из личных возможностей. Для меня сейчас интересны вопросы патентного права, построения и обеспечения эффективной работы команды (особенно аспектов удаленного взаимодействия), проектного менеджмента.

Чем полезен курс Игоря Лозовицкого «Управление бизнес-процессами» для дальнейшего развития Ваших проектов?

Юлия: Курс оказался полезным для структурирования практического опыта и приобретения четкого понимания того, как выглядит и моделируется бизнес-процесс. Теперь вся деятельность, как по конкретному направлению, так и в целом, представляет собой упорядоченные и взаимосвязанные процедуры. Что действительно очень удобно и помогает увидеть решения, как сделать эти процессы более рациональными.

Анастасия: Пройдя курс, несколько раз пыталась представить вопросы в виде схем. Курс действительно помогает более объективно рассмотреть картину деятельности и понять, чего недостает в проекте.

Будете ли Вы рекомендовать этот курс своим коллегам?

Юлия: Буду. В совокупности с другими темами бизнес-образования.

Анастасия: Да. Курс небольшой, информация в нем интересная, подана хорошо. Осталось желание глубже изучить некоторые вопросы.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что, только объединяя усилия молодых ученых и бизнес-образования, российская сфера инноваций будет интенсивно развиваться. Объединившись на одной площадке, молодые исследователи и предприниматели формируют новое поколение ученых-инноваторов, способных не просто генерировать прорывные идеи, но трансформировать их реальные бизнес-проекты.

Поделиться в соцсетях