Летняя школа Открытого Университета Сколково и компания eNano: объединяя науку и бизнес. Интервью со слушателями Школы
Инновационная политика требует интенсивного развития экономики страны, затрагивая все ее основные компоненты, в том числе, систему образования, перед которой стоят задачи подготовки не просто исследователей, но молодых специалистов, способных трансформировать свои идеи в работающие бизнес-модели. Последнее, в конечном счете, должно способствовать повышению инновационной активности бизнеса, и, более того - интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений.
В рамках Летней школы Открытого университета Сколково для молодых ученых компания eNano (входит в группу РОСНАНО) выступила программным партнером и предоставила всем слушателям бесплатный доступ к дистанционному курсу «Управление бизнес-процессами» от одного из ведущих бизнес-консультантов Игоря Лозовицкого. Курс практико-ориентированный: построен на кейсах автора по внедрению методологии бизнес-инжиниринга в успешных компаниях России и СНГ. Молодым ученым и исследователям Школы представилась возможность получить знания по методологии бизнес-инжиниринга и попробовать свои силы в моделировании бизнес-процессов и их систематизации.
Насколько управленческая тематика актуальна для молодых ученых? Легко ли трансформировать исследователя в успешного стартапера? Мы взяли интервью у двух слушательниц Летней школы 2015, чтобы вместе найти ответы на самые острые вопросы, стоящие перед молодыми инноваторами.
Исакова Юлия, ведущий научный сотрудник Лаборатории профессиональной клинической фармакодинамики НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД», руководитель проекта PharmExpert.
Анастасия Токунова, кандидат юридических наук, научный сотрудник Института экономико-правовых исследований НАН Украины.
Можно ли из молодого ученого сделать успешного стартапера?
Юлия: Конечно! Правда, не из каждого. Есть учёные, которых интересует только собственная разработка, причём исключительно с технической стороны. И это здорово. Без таких Учёных Мужей, науке пришлось бы туго, особенно в фундаментальных областях. Таких учёных, как правило, не интересуют бизнес-модели, маркетинг, защита интеллектуальных прав, что как раз необходимо знать стартаперу. Отнесём их к первому типу молодых учёных. Есть другой – прирождённые предприниматели, которые уже победили на УМНИКе, стали резидентами Сколково или пытаются это сделать. Посмотрите, сколько ребят уже начали реализовываться профессионально, получив гранты, победив в конкурсах стартапов. В них есть предпринимательская жилка априори, что называется. А есть третий тип - как правило, молодые учёные, которые просто не знают с чего начать. Они проработали в академсреде долгое время, имеют патенты и интересные идеи для коммерциализации, но боятся переступить порог исследовательского института и попробовать себя в бизнесе. Вот этот, третий тип молодых учёных, очень легко трансформировать в стартаперов или техноброкеров. И число таких молодых людей постоянно растёт. Заниматься инновациями становится престижно.
Анастасия: Я вижу работу в двух направлениях: во-первых, внедрение в научное сообщество идеи лояльности к коммерциализации инноваций (многие ученые, обладающие потенциалом создать что-то качественно новое, часто или «творят» науку только для науки, или ревностно относятся к тому, что их результат пытаются модифицировать, чтобы сделать продаваемым); во-вторых, формирование сообщества профессионалов, которые имеют прямое отношение к научной среде, но занимаются непосредственно коммерциализацией, продвигая первую группу. Такое разделение не ново. Показательный пример - опыт компаний Apple и Pixar. Взлеты происходили в моменты движения к одной цели ученых, занимающихся непосредственно разработками (Стив Возняк, Джон Лассетер), и лидера, не имеющего профильных знаний в той или иной области разработки, но разбирающегося в основах всех процессов и имеющего предпринимательский талант (Стив Джобс).
Насколько актуальна тема проектирования бизнес-процессов для молодого исследователя и на каком этапе эту тему полезно начинать изучать (в ВУЗе, в аспирантуре и др.)?
Юлия: К сожалению, построение бизнес-процессов - редкая тема для непрофильных ВУЗов, которые готовят специалистов в различных научных областях. Изучить ее предпринимателю и в принципе любому организатору, в том числе научного подразделения/учреждения, очень полезно, но обучение должно быть комплексным, вместе с погружением в другие бизнес-тематики.
Анастасия: Очень актуальна. Думаю, основы этих процессов стоит начать изучать на старте обучения, а на последних курсах вернуться к этому вопросу более подробно.
Эффективен ли формат дистанционного образования для молодых исследователей и специалистов? Какие темы онлайн курсов и программ для Вас наиболее актуальны?
Юлия: При дистанционном обучении важно обладать навыком самодисциплины и уметь распределять собственное время. Для тех, кто этим искусством овладел, неважно, что ты будешь изучать – макраме или нейробиологию онлайн. Сейчас меня очень интересуют темы управления научными инновациями и подбора и развития кадров, а также Business Administration, хотя Master’s курс предпочла бы пройти очно.
Анастасия: Эффективен, так как есть возможность учиться не в ущерб основной деятельности и самому регулировать этот процесс исходя из личных возможностей. Для меня сейчас интересны вопросы патентного права, построения и обеспечения эффективной работы команды (особенно аспектов удаленного взаимодействия), проектного менеджмента.
Чем полезен курс Игоря Лозовицкого «Управление бизнес-процессами» для дальнейшего развития Ваших проектов?
Юлия: Курс оказался полезным для структурирования практического опыта и приобретения четкого понимания того, как выглядит и моделируется бизнес-процесс. Теперь вся деятельность, как по конкретному направлению, так и в целом, представляет собой упорядоченные и взаимосвязанные процедуры. Что действительно очень удобно и помогает увидеть решения, как сделать эти процессы более рациональными.
Анастасия: Пройдя курс, несколько раз пыталась представить вопросы в виде схем. Курс действительно помогает более объективно рассмотреть картину деятельности и понять, чего недостает в проекте.
Будете ли Вы рекомендовать этот курс своим коллегам?
Юлия: Буду. В совокупности с другими темами бизнес-образования.
Анастасия: Да. Курс небольшой, информация в нем интересная, подана хорошо. Осталось желание глубже изучить некоторые вопросы.
Подводя итоги, можно смело утверждать, что, только объединяя усилия молодых ученых и бизнес-образования, российская сфера инноваций будет интенсивно развиваться. Объединившись на одной площадке, молодые исследователи и предприниматели формируют новое поколение ученых-инноваторов, способных не просто генерировать прорывные идеи, но трансформировать их реальные бизнес-проекты.