#кто_здесь: Владимир Антонец

#кто_здесь: Владимир Антонец

Владимир Антонец, доктор физико-математических наук, профессор кафедры технологического предпринимательства МФТИ-РОСНАНО и отделения экономики экономического факультета РАНХиГС, ведущий научный сотрудник Института прикладной физики РАН, международный эксперт в области коммерциализации результатов научных исследований и разработок, организатор первого в РФ регионального технологического инкубатора. Имеет более 200 научных публикаций, автор более 20 учебно-методических работ, электронных курсов и учебников. Преподаватель программы повышения квалификации «Стратегии коммерциализации НИОКР: оценка, сценарии, продвижение» АНО «еНано».  

Продолжите фразу: «Когда я был ребёнком, я мечтал о…»  


Когда я был ребёнком, которого твёрдо помню (1956 год), нам нельзя ещё было жить в больших городах. Мы жили с родителями в деревне Тимофеевка в Челябинской области неподалеку от места жуткой атомной аварии. Я всегда хотел есть, как и все мои одноклассники. Учительница Мария Ивановна говорила, чтобы все, у кого дома есть хлеб, приносили часть его в класс, так как были ребята, у которых не было и хлеба. И у нас тогда хлеба тоже не было, но была мука, и мама пекла «жаворонков». Штуки 2-3 отправляли со мной в школу. 
Я тогда ни о чём не мечтал, но было очень интересно всё узнавать. Я уже умел читать и слушал радио из приемника «Москвич». Видимо, с тех пор узнавать, придумывать, делать и мечтать стало у меня одним и тем же. 


Продолжите фразу: «Самый важный урок в жизни – …» 

Самый важный урок в жизни я получил от моей начальницы – профессора Марии Тихоновны Греховой. Она была старше меня на 45 лет и ей было уже за 70, а мне сильно не было 30. Она никого не боялась, организовала кучу институтов, научных журналов, первый в Советском Союзе радиофизический факультет и одну из первых физмат школ. В войну она сохранила свой институт потому, что в самом её начале притащила на себе из Москвы целый чемодан вольфрамовых нитей. В стеклодувной стали восстанавливать дефицитнейшие электрические лампочки. Видимо, сказался её опыт после гражданской войны. Когда Мария Тихоновна училась в МГУ, то выживала градуированием термометров. Если я не ошибаюсь, это делалось в лаборатории Лебедева, которая ей досталась. 
Моя начальница дала возможность свободно работать в науке огромному числу людей, в том числе и нам – сотрудникам отдела радиофизических методов в медицине, который сама же и создала. Можно твёрдо считать, что она и радиофизика – это одно и то же. Она и была первым профессором радиофизики. 
Как-то после неожиданного для меня провального случая она сказала: «Вы должны уметь вести себя не только правильно, но и умнó!». Правильно – это когда вы понимаете, что делаете. Умнó – это когда и другие верно понимают, что вы делаете. Если только, конечно, вы не морочите им голову и не хотите обмануть. 


Ваша любимая книга? Почему её стоит прочитать? 


О-о-очень трудный вопрос! Я книги очень люблю и читаю каждый день. Когда надо разобраться в чём-то сложном, начинаю читать параллельно книги три – совершенно разные. Очень помогает «сшить» абсолютно, казалось бы, не сшиваемые вещи. Сейчас, мне кажется, я умею объяснить это свойство мозга. Для меня книги – это никак не развлечение или пример и назидание. Это просто часть мира, подаренная писателями. Один из лучших подарков – «Робинзон Крузо». Возможно, и я даже уверен, что это не наивысшее достижение литературы в смысле сюжета и языка. Но когда Вы прочитаете «Робинзона», Вы поймёте, что мир не столько снаружи, сколько внутри Вас! Ещё у меня осталось детское пристрастие к «Рассказам из новой азбуки» Толстого. 


Какие фильмы и сериалы вы рекомендуете и почему?  


Я не очень знаю кино, но знаком с известным продюсером Александром Акоповым. Для своих студентов ВГИКа он составил лет десять назад список из 100 фильмов, которые надо посмотреть, чтобы стать «насмотренным». Думаю, и в Интернете «гуляют» такие списки, как и списки книг, которые надо прочитать. Отчасти «Списком Акопова» в выборе фильмов я и руководствовался. Конечно, кое-что смотрел и в «самостоятельном» режиме. 
Мы не можем посмотреть и прочитать всё сами. Поэтому надо ориентироваться на советы знающих людей, близких Вам по духу. Они оградят нас от всякого наносного. В Интернете такая защита пока не сформировалась. Не будучи экспертом, решусь на список из 10 фильмов: 
Андрей Рублёв, Сталкер, Зелёная миля, Побег из Шоушенка, Пролетая над гнездом кукушки, Расёмон, Кин-дза-дза, Мимино, Белое солнце пустыни, весь немой Чаплин. 
Из сериалов могу рекомендовать весьма старый про Лейтенанта Коломбо. Ещё люблю боевики с простыми драками и поединками. Объясняю жене, что так как всё это постановочное, то можно оценивать их как балет, как удивительную способность к движению. Но, как и балет, боевики бывают и хорошими, и плохими. 


Ваша любимая цитата? 


Я очень люблю читать всякие афоризмы, помню немало цитат из разных книг! Но моя любимая – из самого себя – «Проблема не спрашивает, какая у тебя специальность»! 


Самая большая ошибка, которую вы сделали – это…

Все, которые осознал, помню. Они влияют на то, как живу сейчас, но обсуждать их не люблю. 

Обучение не заканчивается получением диплома в университете. Почему?

Ответ тривиальный – жизнь меняется! Приходится делать что-то новое, значит, приходится и учиться. Можно относиться к постоянному обучению как к форме умственной гигиены. 

Какой совет вы дали бы себе-школьнику при выборе специальности и вуза с позиции сегодняшнего опыта?

Не волноваться избыточно! Выбор специальности не принципиально влияет на масштаб карьеры. Важно, чтобы учиться было интересно и посильно трудно. Думаю, я был бы хорошим строителем, хирургом или экономистом. Необходимо чётко видеть границу «знаю – не знаю». И найти хороших учителей – хотя бы одного, а нескольких – это счастье.

В чём ценность онлайн-обучения?

В доступе к тому, чего нет рядом. В возможности вписать обучение в своё время. В обычно высоком качестве содержания, поскольку конкуренция авторов в онлайн-образовании высока. В приемлемой стоимости. В последние 5 лет я сам каждый год прохожу примерно 1 курс.

Три ваших главных достижения в жизни?

№1 — это, конечно, семья! Дело не столько в достигнутых формально высоких позициях жены и 3 детей, хотя это и важно. Дело в сложившихся свободных доверительных отношениях. Похоже, так складывается и с 6 внуками. 
Второе – это всегда бывшая у меня довольно высокая свобода в выборе, чем заниматься. Впрочем, стоит эта свобода недёшево! Но и результаты того стоят! 
Третье – это более-менее сохраненное здоровье и интерес к жизни. Ты – как уже несколько побитый, но прилично выглядящий автомобиль, который ещё долго сможет ездить.

Заменят ли роботы человека?

Нет, конечно! Это технократические фантазии. 
Если иметь в виду разные работы, которые выполняет сейчас человек, то роботы, конечно, человека сильно потеснят. Но это роботы, которых нельзя всерьёз рассматривать как видовых конкурентов. Их правильнее рассматривать как инструмент кардинального повышения производительности труда. Это повышение приводило и может привести к серьёзным социальным последствиям. Например, то, которое обеспечило переход к пятидневной рабочей неделе, с точки зрения влияния на качество населения пережито более-менее благополучно. Освободившееся время люди заняли всякими хобби, творчеством и заботами о себе. 
Но есть и нелепые результаты. Из-за нехватки физического труда для сохранения здоровья народ пошёл в фитнес-центры. Люди теперь платят деньгами, временем и рисками подцепить инфекцию за то, чтобы делать, в общем-то, бессмысленные упражнения. 
Другие роботы – искусственный интеллект – избавят нас от рутинных интеллектуальных операций. А, между тем, вместе с физической работой умственные упражнения – чтение, счёт, обдумывание, фантазии – сохраняют наш мозг. Словом, во всём нужна разумная мера. 
Плохо сделанные роботы и искусственный интеллект, а также неразумное их использование могут создать большие проблемы, вплоть до угрожающих. Даже и без роботов человечество часто не предвидит последствий своих действий, например, фантастически быстро загрязняет планету.



Поделиться в соцсетях