«Инженер должен уметь мыслить в контексте»: подведены итоги CEE2021

«Инженер должен уметь мыслить в контексте»: подведены итоги CEE2021

27 апреля состоялась вторая всероссийская онлайн-конференция по инженерному образованию CEE2021, организаторами которой выступили АНО «еНано» при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО (Группа ВЭБ.РФ), МГТУ им. Н.Э. Баумана и МИЦ «Композиты России» МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Основной темой обсуждения стали новые образовательные решения, в том числе возникшие за время пандемии, а также актуальные формы подготовки современных инженеров с применением новых цифровых технологий. Интерес к обозначенной теме проявило более 460 человек из 8 стран: России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, Монголии и Армении. На площадке конференции выступили 16 экспертов - лидеры инженерного образования, представители госкорпораций и инновационных компаний - которые поделились опытом поиска и внедрения наиболее эффективных решений, разработанных в условиях быстро меняющейся реальности.

Открыл конференцию руководитель головного офиса, партнёр ЦСР «Северо-Запад» Дмитрий Санатов. Он отметил, что переход к цифре и трансформация инженерного образования, как и любые другие изменения, требуют новых институциональных форматов и организационных форм их реализации. Спикер подробно остановился на кейсах международных образовательных учреждений (Горная школа Колорадо, Инженерная школа Массачусетского технологического института) и индустрий (агропромышленность, строительство), а также отметил, что любой современный инженер должен обладать такими навыками, как умение мыслить в контексте, понимание инфраструктуры и архитектуры, а также владение минимум 3 языками программирования.

Говоря о кадровом потенциале deep tech индустрии, директор департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций ФИОП Станислав Нисимов отметил, что технологические изменения всегда требуют новых компетенций, однако запрос бизнеса на подготовку кадров очень сильно зависит от уровня развития технологий в конкретной индустрии. Для решения этой задачи Фондом реализуются образовательные программы, результаты которых показывают существенный рост производительности труда работников предприятий, прошедших по ним обучение. Из ключевых трендов - отмечается снижение запроса на подготовку техников, рабочих и лаборантов, однако спрос на исследовательские компетенции заметно растёт, наравне со стабильно существующим запросом на инженеров.

Руководитель Департамента оценки и методологии АНО «Россия — страна возможностей» Дмитрий Гужеля рассказал об амбициозных задачах создания центров компетенций, призванных дать равные возможности для каждого гражданина через совершенствование их управленческих и лидерских компетенций с дальнейшим трудоустройством у конкретного работодателя.

Заместитель директора МИЦ «Композиты России» МГТУ им. Н.Э.Баумана Маргарита Стоянова заметила, что «замкнутый образовательный цикл», реализуемый центром, позволяет индустриальным партнёрам выбирать для себя наиболее сильные кадры уже со школьной скамьи, а также поделилась практикой заключения отложенных трудовых договоров между участниками Инжинириума МГТУ им. Н.Э. Баумана и крупными производственными компаниями и госкорпорациями.  

Также в рамках первого трека своим опытом поделились генеральный директор ООО «ФЕРРИ ВАТТ» Ярослав Желонкин, заместитель генерального директора по организационному развитию и управлению персоналом АО «НИИМЭ», руководитель Центра независимой оценки квалификаций Лилиана Поликарпова, директор АНО «НОЦ Кузбасс» Ирина Ганиева и заместитель генерального директора, директор по обучению и развитию Корпоративной академии Роскосмоса Ольга Балашова.

Второй трек конференции позволил участникам познакомиться с актуальными кейсами российских компаний, реализованными в период пандемии, а также понять, насколько эффективными оказались те или иные решения.

Очень важный с точки зрения вузов кейс представил руководитель Технологического центра коллективного пользования по направлению «Нанотехнологии и наноматериалы» технопарка «Слава» Игорь Чмутин. Благодаря технологии удалённого доступа и дистанционного управления аналитическими приборами появляется реальная возможность перехода к полноценной модели центров коллективного пользования. Это положительно скажется на показателях эффективности обучения современных инженеров.

Важным стал и опыт Института опережающих технологий «Школа Икс» ДГТУ, которым поделился заместитель директора Алексей Лысенко. Он рассказал об адаптированном учебном плане, который разбит на 2 блока по модели 2+2, и об итогах работы с первым набором студентов «Школы Икс». Реализация этого кейса, взгляд на него «изнутри», поможет другим вузам, думающим о трансформации и качественном скачке, найти нужные инструменты и предпринять первые шаги в соответствующем направлении, проанализировать проблемы, с которыми столкнулись в ДГТУ, и найти собственные решения для минимизации рисков.

Подход компании Oscial в вопросе подготовки и найма кадров на глобальном рынке наноматериалов осветил технический менеджер по продажам OCSiAl Europe Андрей Дубровский. Он поделился тремя источниками получения кадров с сильной научной базой, необходимой для понимания специфики производства: кафедра технологического предпринимательства МФТИ-РОСНАНО, кафедра нанокомпозитных материалов OCSiAl при НГУ и найм сотрудников из компаний-технологических гигантов, которые уже понимают, что такое индустриальное оборудование и как с ним работать. Андрей также рассказал, на какие ещё знания и навыки компания-единорог обращает внимание при трудоустройстве сотрудников в свою команду.

Итог второй конференции подвёл генеральный директор АНО «еНано» Игорь Вальдман: «Технологическое развитие России – один из государственных приоритетов страны. В связи с этим конференция CEE, затрагивающая такую важную профессию как инженер и вопросы подготовки технических специалистов, оказывается в контексте и крайне важна для профессионального сообщества. Мы понимаем, что сложный 2020 год внёс свои корректировки в процесс подготовки инженерных кадров и в очередной раз на примерах коллег увидели, как важно уметь быстро перестраиваться и находить баланс между новыми технологиями и привычными форматами. Как генеральный директор компании, связанной с e-learning, я особенно рад был услышать, что дистант находит своё место в сопровождении технологических проектов и в профессиональном развитии инженерных кадров».

Полная запись конференции доступна на YouTube-канале АНО «еНано» https://youtu.be/fuRMWkY7FdM.

Все материалы, презентации спикеров и отдельные видеоролики каждого выступления в ближайшее время будут размещены на сайте https://ceeonline.ru/


 


Поделиться в соцсетях