Новость

Интервью А.Г. Свинаренко: «Ситуация заставляет и ребёнка, и взрослого учиться»

Андрей Свинаренко, заместитель Председателя правления РОСНАНО и генеральный директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ, рассказывает, почему «дистационка» важна для школ, как соединить систему образования и работодателей и что необходимо делать для успешного обучения будущих инженеров, исследователей и технопредпринимателей.


—  Андрей Геннадьевич, мы сейчас слышим много пророчеств об укреплении в России государственного капитализма. Как вам такой сценарий?

—  Он окрепнет во многих странах, потому что когда случаются глобальные бедствия социального характера, то кто кроме государства должен помогать людям? Не объяснять же народу, что рынок все отрегулирует и вылечит. Следует найти в плохом хорошее. Укрепляться что будет? Социальная система, та же система здравоохранения, система защиты людей. Замечательно! Кто против?

Кто будет против появления жесткого норматива медицинской помощи? Точно так же должен быть и качественный норматив предоставления образовательной помощи. Мы так и не сказали, что гарантированно должен получить ребенок в школе. Сейчас школа оказалась недостаточно подготовленной к дистанционному режиму работы: нет оборудования, ресурсов, сети падают. Норматив, хотя бы инфраструктурный, должен быть одинаковым по всей стране. И мне кажется, мы к этому приблизимся.

—  Что вы думаете о мерах поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства? Может быть, стоило параллельно с пожарными решениями включать системные, которые играли бы вдолгую?

—  Знаете, не надо философствовать, когда ситуация касается конкретных людей. Власти правильно сделали, поддержав их в первую очередь финансово. Должны быть разные стратегии, разные инструменты. Одним надо помочь рынок удержать, другим — коллектив не развалить и т. д. Все инструменты будут нетиповыми. Воевать старым оружием с новыми проблемами невозможно.

—  Какие еще эффекты вы видите?

—  Ситуация заставляет и ребенка, и взрослого учиться, а не ждать, пока его научат. Градус ответственности немного повысился. Необходимость принимать решения перешла от абстрактной школы к конкретным людям — маленьким и взрослым. В процессе образования все-таки не потребители должны участвовать, а пользователи. А еще, мне кажется, «дистанционка» поможет вылечить школу от комплекса неполноценности. При классно-урочной системе дети находятся в личном контакте и все время сравнивают себя друг с другом. Удаленное общение не так болезненно для человека.

—  Фонд давно развивает цифровые образовательные технологии для наноиндустрии. Расскажете об этой работе?

—  Электронное образование имеет множество преимуществ. Чтобы получить новые знания, достаточно записаться на онлайн-курс или на дистанционную программу повышения квалификации. Не требуется никуда ехать. Поэтому оно еще и дешевле, чем офлайн-обучение.

В 2013 году фонд начал развивать это направление и учредил автономную некоммерческую организацию «еНано». Главная задача — обеспечить доступность качественного контента в области нанотехнологий и естественных наук для широкой аудитории.

Для подростков разработана целая онлайн-платформа «Стемфорд» с разнообразным STEM- и «нано"-контентом вплоть до настоящих видеоигр. Для специалистов предприятий созданы курсы по наноматериалам и проектированию изделий на их основе, управлению и маркетингу в сфере инновационного бизнеса. Для профессорско-преподавательского состава есть курсы на тему организации дистанционного обучения. Также разработан цикл программ, погружающих в методологию создания образовательных модулей по заказу предприятий.

Более 90 вузов используют наши цифровые ресурсы для подготовки студентов.

—  Почему одним из направлений деятельности фонда стали именно образовательные проекты?

—  В 2007 году, когда была создана Госкорпорация «Роснанотех» и строилась новая отрасль, обнаружилась нехватка специалистов. Первые образовательные проекты были направлены на создание программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для специалистов портфельных компаний РОСНАНО. В дальнейшем мы распространили эту деятельность и на независимых производителей нанопродукции.

С одной стороны, идет точечная подготовка кадров. С другой — наши программы для повышения квалификации помогают обучать будущих инженеров в университетах. Мы фокусируемся на дополнительном образовании, но наши учебные материалы, программы и ресурсы могут быть полезны и на других уровнях подготовки.

Когда завершается обучение специалистов компании, обратившейся за поддержкой, фонд оставляет права на разработанную программу университету. Вуз распоряжается материалами по своему усмотрению. Всего мы подготовили уже 94 тысячи человек.

Мы проводим регулярные исследования того, насколько востребованы образовательные программы, как у вуза выстраивается дальнейший диалог с бизнесом. Результаты опросов показали, что соответствие обучения ожиданиям отражается на готовности компаний продолжать сотрудничать с вузами.

—  У фонда есть программы для студентов?

—  В сентябре 2011 года под руководством Анатолия Чубайса была открыта кафедра технологического предпринимательства РОСНАНО в МФТИ. Там готовят инженеров-исследователей, компетентных как в научно-технической сфере, так и в коммерциализации научных разработок. Магистранты работают над реальными производственными задачами в инновационных компаниях.

В 2014 году кафедра стал частью межвузовской программы подготовки инженеров в сфере высоких технологий — в ней сейчас участвуют более 30 компаний и 4 московских вуза. На базе трех из них — МФТИ, НИТУ «МИСиС» и МИФИ — каждый год проходит приемная кампания, и для поступивших РАНХиГС помимо основной программы организовывает дополнительную подготовку в области технологического предпринимательства и инновационного развития бизнеса. Ежегодно выпускаем, таким образом, около 20 специалистов совершенно новой формации.

Собран обширный материал в сфере ведения инновационного бизнеса. Многие курсы уже переведены в электронный формат и доступны всем желающим на нашей образовательной платформе edunano.ru, а также Openedu и Coursera. Эти курсы используются и в онлайн-магистратуре МФТИ по технологическому предпринимательству.

—  Скорость развития технологий значительно превышает скорость обновления вузовских программ. Как отрасль может повлиять на эту ситуацию?

—  Рынок образовательных услуг в ближайшем будущем станет глобальным, поэтому одной из важных задач фонда является создание рынка квалификаций для инновационного сектора. Он нужен, чтобы подавать правильные и точные сигналы системе образования по технологическим направлениям, которые формируют новую индустрию.

В таких условиях нужно создавать комплексные решения кадрового обеспечения инноваций, позволяющие быстро реагировать на запросы развивающегося рынка труда.

Необходимо создавать кадровые технологии, которые бизнес сможет применять, например, при реализации инвестиционных проектов или при внедрении инноваций. Поэтому мы пошли по пути разработки модели кадрового обеспечения. Основная идея — создавать решения «под ключ», собирать команды специалистов в соответствии с описанием требований к их квалификациям на основе профстандартов. Таким образом, бизнес может максимально быстро передать кадровый запрос системе образования.

Одновременно мы участвуем в профессионально-общественной аккредитации профильных образовательных программ вузов, в экспертизе проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и примерных образовательных программ на соответствие квалификационным требованиям, установленным профессиональными стандартами в наноиндустрии.

Также помогаем студентам старших курсов адаптироваться к рынку труда, проверять свои знания на соответствие требованиям потенциальных работодателей. Независимая оценка квалификации предназначена для специалистов, поэтому для молодых ребят проводятся студенческие профессиональные экзамены «Вход в профессию». В прошлом году около 500 студентов из 18 вузов и колледжей попробовали таким образом свои силы. Безусловно, это помогает студентам планировать траектории своего профессионального роста.

—  Немало образовательных проектов фонда направлено на развитие естественно-научного образования детей. На слуху в первую очередь Школьная лига РОСНАНО. Насколько эффективна именно такая форма «внеклассной» работы?

—  В этом году Программа «Школьная лига РОСНАНО» празднует 10-летний юбилей. Многое сделано. Апробированы уникальные методические разработки, связанные с преподаванием естественно-научных дисциплин, организацией внеурочной деятельности, развитием мотивации к обучению и ранней профориентации.

Популяризация высоких технологий, образование детей в области естественных наук и нанотехнологий, первые профессиональные пробы очень важны, потому что только усердный и увлеченный школьник выберет специальность, связанную с высокими технологиями, может быть, поступит на Межвузовскую магистерскую программу и станет высококвалифицированным инженером на предприятии наноиндустрии или стартапером. В наноиндустрии, как я уже говорил, востребованы специалисты очень высокой квалификации.

Школьная лига РОСНАНО — это разветвленная федеральная образовательная сеть, объединяющая более тысячи школ по стране, объединяющая более тысячи школ по всей стране. Их координируют региональные ресурсные центры. Сетевую работу этого сообщества поддерживает образовательная платформа «Цифровой Наноград». Ее прототипом стала ежегодная летняя школа «Наноград», куда съезжаются школьники — победители конкурсов Школьной лиги и олимпиад фонда.


В этом году принять Наноград планирует Липецкая область. За десять лет этот город высоких технологий «возводили» в 9 разных точках страны: в Пензенской, Ульяновской, Самарской областях, республиках Татарстан и Мордовия, в Москве, в образовательном центре «Сириус» в Сочи, во Владивостоке (на базе ДВФУ) и Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

Большое количество участвует ежегодно во Всероссийской неделе высоких технологий и технопредпринимательства, так в 2019 году, например, было зафиксировано около 800 тыс. Участников. В олимпиаде «Нанотехнологии — прорыв в будущее!», реализуемой МГУ имени М. В. Ломоносова совместно с Фондом 14 лет, в последние годы участвует свыше 5 тыс. человек ежегодно. Плюс различные мероприятия «Школьной лиги РОСНАНО», проектные смены в «Сириусе» и «Артеке», направление «Наносистемы и наноинженерия» в Олимпиаде НТИ и т. д.

Мы стараемся не терять наших выпускников из виду. В основном все они выбирают высшее образование для получения профессии. С олимпиадами здесь более или менее понятно, особенно с призерами и выпускниками, мы видим куда они подают свои документы для поступления и это, в первую очередь, сильнейшие вузы страны: МГУ, НИТУ «МИСиС», ИТМО, МВТУ, РХТУ и другие.

Но конечно, нам хотелось бы иметь более развернутую картину по образовательным траекториям детей. Мы займемся этим в ближайшее время. У нас в планах не только масштабные исследования нашей целевой аудитории, но и создание сообщества участников и выпускников.

—  У вас есть программы, ориентированные на олимпиадников, на ребят, интересующихся инженерией. И есть массовое — «поверхностное» — направление. Можете рассказать о каждом уровне?

—  Все наши проекты и программы могут заинтересовать детей — любого возраста и с разной подготовкой, педагогов и даже родителей. Учебные материалы разрабатываются в соответствии с запросами наноиндустрии.

У нас есть неформальный слоган, описывающий работу со школьниками: «Вовлечь, увлечь и прокачать». Это не значит, что мы ориентируемся только на высокомотивированных детей, точно понимающих, что они пойдут в наноиндустрию, и отвергаем тех, кто еще не определился с выбором или не планирует получать специальность в естественнонаучной области. Каждый может выбрать свою траекторию и при желании достигнуть самого высокого уровня, оставаясь в области STEM.

Фонд сотрудничает с образовательным центром «Сириус», МДЦ «Артек», сетью технопарков «Кванториум» и ведущими вузами страны. Одна из главных задач — создать совместно с центрами дополнительного образования и университетами новое содержание и методы обучения, которые будут использоваться широко за пределами этих организаций. Исследовательский и проектный подход, командная работа и междисциплинарность — это фундамент образовательных программ для школьников.

Именно междисциплинарность обеспечивает формирование понимания нанотехнологий и интереса к наноиндустрии, в том числе и тех школьников, которые еще не определились со своей профессиональной траекторией.

Для педагогов в каждой программе предусмотрен методический инструментарий. Это позволяет влиять на качество преподавания естественно-научных дисциплин в общем и дополнительном образовании.

В образовательном центре «Сириус» (Фонд «Талант и успех») в рамках ежегодной проектной смены «Большие вызовы» проводится трек «Нанотехнологии» — результат большой совместной работы фонда, «Сириуса», ряда инженерных и исследовательских вузов и предприятий наноиндустрии. Программы ознакомления с «нано» в «Сириусе» отличаются разными уровнями сложности и возможностью выбора исследовательских и проектных работ.

Ведется тесная работа с «Кванториумами» по развитию программы «Наноквантума». В 2019 году был разработано содержание, направленное на ознакомление с нанотехнологиями для других «квантумов».

Совместный проект Фонда с Российским национальным исследовательским медицинским университетом им. Н. И. Пирогова и парком «Зарядье» был посвящен разработке программы для знакомства детей разных возрастов с нанобиотехнологиями. С использованием наработок по этой программе в так называемом «Заповедном посольстве» теперь практически круглогодично ведутся занятия.

Мы запустили несколько проектов для вовлечения школьников в технопредпринимательство, наиболее масштабный из них — «Технолидеры будущего». Фактически это акселератор технологических проектов команд школьников 13−17 лет, которые интересуются современными технологиями и естественными науками, имеют идею собственного проекта и команду единомышленников, а также хотят больше узнать про наноиндустрию.

В течение 10 месяцев команды из двух-пяти человек будут работать над реальными проектами: тестировать гипотезы и искать необходимые ресурсы для их реализации, просчитывать бюджеты и принимать самостоятельные бизнес-решения. С каждой командой работает наставник — студент технического вуза, который помогает команде, но не дает готовых решений. Большое внимание уделяется развитию soft skills и собственно предпринимательских навыков.

Параллельно по заказу фонда запущен «Школьный техностарт», в ходе которого коллектив школы «Летово» разрабатывает программу дополнительного образования детей в сфере технопредпринимательства. Предполагается, что программа позволит прямо в школе смоделировать этапы развития технологического проекта и деятельность технопредпринимателя (в первую очередь на междисциплинарном естественно-научном и инженерно-техническом материале), активно вовлекая в эту работу представителей реального сектора экономики и формируя партнерские связи школы с предприятиями и вузами. Создание программы должно завершиться рекомендациями по ее внедрению в школах. Мы надеемся, что «Школьный техностарт» станет первым шагом на пути к акселератору «Технолидеры будущего», «песочницей», из которой школьные проектные команды будут переходить на более серьезный уровень.

Сейчас заканчивается прием заявок в акселератор. Мы надеемся отобрать из 2000 претендентов не менее 150 проектов. Самые успешные из них, при условии снятия ограничительных мер в связи с эпидемией, смогут поехать в МДЦ «Артек», который в этом году выступил партнером очного этапа акселератора и предоставил путевки на одну из летних смен.

Параллельно по заказу фонда запущен «Школьный техностарт», в ходе которого коллектив школы «Летово» разрабатывает программу дополнительного образования детей в сфере технопредпринимательства детей с 7 по 11 класс. Предполагается, что программа позволит прямо в школе смоделировать этапы развития технологического проекта и деятельность технопредпринимателя (в первую очередь на междисциплинарном естественно-научном и инженерно-техническом материале), активно вовлекая в эту работу представителей реального сектора экономики и формируя партнерские связи школы с предприятиями и вузами. Создание программы должно завершиться рекомендациями по ее внедрению в школах. Мы надеемся, что «Школьный техностарт» станет первым шагом на пути к акселератору «Технолидеры будущего», «песочницей», из которой школьные проектные команды будут переходить на более серьезный уровень.

—  Что нужно сделать, чтобы поднять уровень преподавания естественно-научных дисциплин?

—  В основном наши образовательные программы, учебно-методические материалы и ресурсы предназначены для дополнительного образования детей, однако многие наработки могут с успехом использоваться в школе «в первой половине дня», чтобы разнообразить освоение основной программы.

Программы во многом учитывают требования ФГОС и предлагают учителям инструменты для его более эффективного исполнения. Конечно массовой школе сложно внедрить часть программ, рассчитанных, например, на образовательный процесс с использованием приборно-лабораторной базы уровня «Сириуса», но мы, как правило, ориентируемся на разные уровни освоения материала и разное оснащение образовательной организации. Это и есть основная задача фонда — повышать качество изучения естественных наук в общеобразовательной школе.

—  Сейчас ФИОП вкладывается в технологические образовательные стартапы. Есть ли у этих проектов шансы на массовое внедрение?

—  Пока рано говорить на эту тему. Фонд ищет как проекты, так и модели их поддержки. Безусловно, нас эта тема очень интересует. Мы развиваем направление, связанное с «цифрой» в образовании, но и за пределами «нашей вселенной» есть немало EdTech-проектов для обучения будущих инженеров, исследователей и технопредпринимателей. Эти проекты имеют потенциал для коммерциализации и масштабирования. В принципе, фонд при невысоких затратах на старте мог бы получить самовоспроизводящиеся и самоокупаемые проекты, решающие его собственные задачи. Однако, повторюсь, мы только начали движение в эту сторону.

Источник: EdExpert