Генеральный директор компании eNANO Игорь Вальдман рассказал в эфире КоммерсантЪ-FM о том, можно ли изучать нанотехнологии виртуально, и на чем зарабатывают создатели образовательных платформ

12.11.2015, Цели и средства, 16:51

На чем зарабатывают создатели образовательных платформ? И можно ли изучать нанотехнологии виртуально? Об этом в интервью "Коммерсантъ FM" рассказал генеральный директор компании "eNano".

Ведущая: В эфире программа цели и средства. В студии Зера Черешнева. Сегодня мы будем говорить об электронном образовании. Используя термин экспертов, о сфере E-learning. У нас в гостях генеральный директор компании "eNano" Игорь Вальдман. Здравствуйте, Игорь.

Игорь Вальдман: Добрый день.

Ведущая: И прежде чем мы начнем беседу, хочу обратить внимание слушателей на следующие цифры. Их опубликовала аналитическая компания IPOboard где-то полгода назад, и касаются они инвестиций в российские образовательные электронные платформы. За 2014 год было заключено 327 сделок, общий объем - примерно 39 миллионов рублей. Конечно, в сравнении с мировым рынком эти цифры ничтожные, но тем не менее. Игорь, как вы оцениваете состояние российского рынка электронного образования сегодня? Что из себя представляет в России электронное образование?

Игорь Вальдман: Думаю, сначала нужно сказать пару слов про само электронное образование.

Ведущая: Давайте.

Игорь Вальдман: Это обучение с помощью Интернет и мультимедиа, то есть различных сочетаний видео, аудио, звука, текста, взаимодействия обучаемых, авторов, преподавателей. Основные формы, которые используются. Самые такие массовые - это электронные курсы, как серьезные, так и массовые онлайн-курсы, или МОКи.

Ведущая: А вот расскажите, как это происходит. То есть если, допустим, меня заинтересовал какой-либо курс именно в России. То есть понятно, что на таких масштабных платформах как Coursera - там уже довольно обкатанный формат. Вот если в России меня что-либо заинтересовало, я могу записаться и просто быть вольным слушателем?

Игорь Вальдман: Существуют разные площадки. Ну, например, совсем недавно я проходил курс, меня лично заинтересовало, непрофессиональный - по истории русской избы. Это площадка- универсариум. Там есть курсы как платные, так и бесплатные. Вы смотрите, когда у них начинается обучение, записываетесь. И в том формате и в том сценарии, как авторы предлагают, вы слушаете, смотрите, выполняете определенные задания и в конце проходите тест. Получаете некоторый сертификат по обучению. Многие ресурсы, те же зарубежные, предоставляются бесплатно. Но в тот момент, когда вы хотите получить сертификат и пройти итоговое тестирование, вот эта опция становится платной. На этом как бы и зарабатывают.

Ведущая: Игорь, вы знаете, меня всегда волновал вот какой диссонанс в вопросе об электронном образовании. Все-таки когда вы изучаете какой-либо предмет или какую-то сферу, вам очень важно видеть человека, который в этой сфере чего-то добился, к которому вы идете, и у вас происходит личное взаимодействие. В электронном образовании личного взаимодействия нет. Эмоциональный обмен, который происходит между преподавателем и студентами, он отсутствует. Вот вы как минус это можете отметить? Или вы считаете, что это совершенно незначительная деталь?

Игорь Вальдман: Я считаю, что это значительная деталь, но не настолько, чтобы отказываться от такой формы обучения. Потому что если вы находитесь в Новосибирске, а интересный вам преподаватель в Москве, ну, я, так сказать. Не завидую расходам и тратам из вашего кошелька, чтобы вы, так сказать, приехали, тут жили, учились. Тем более что в электронном образовании довольно масса форм, когда вы имеете пусть дистанционное, но, тем не менее, живое общение с тем же преподавателем. Поэтому сказать, что совсем его нет, это тоже…

Ведущая: А давайте, тогда мы с вами быстро обозначим плюсы и минусы электронного образования.

Игорь Вальдман: Давайте. Во-первых, без отрыва от основной деятельности. Довольно гибкий режим. Вы можете получить подключение на два месяца, учиться там вам надо, может быть, часов 30 или 50. Вы сами выстроите свой график. Финансово менее затратно, чем очная форма. Территориальная зависимость тоже тут уходит. Ну, и очень важная вещь - это, конечно, определенные социальные группы, для которых другого вида образования ну просто нет. В России, к сожалению, с безбарьерной средой не так хорошо.

Ведущая: А есть какая-то статистика? Вот как раз очень интересно, как часто люди с ограниченными возможностями пользуются этой возможностью электронного образования.

Игорь Вальдман: У меня такой статистики нет. Я думаю, что ее можно смотреть, например, на сайте департамента образования Москвы. У них, например, для школьников, для детишек специальные программы и специальные онлайн-классы.

Ведущая: Теперь о минусах.

Игорь Вальдман: Фактически одна из проблем - это идентификация личности обучаемого. Вот уважаемая Зера вроде бы учится и выходит на тест. И вдруг оказывается, что вместо нее этот тест начинает сдавать другой человек. И еще есть одно важное. Ну, конечно, сложные навыки, как правило, да - коммуникации, взаимодействие с другими - электронное образование как раз и не решает.

Ведущая: Игорь, а давайте попробуем сформулировать портрет потребителей электронного образования. Если мы говорим о продажах, допустим, B2B и B2C. То есть с и B2C становится понятно. B2B. Все-таки компании, которые покупают такие курсы, - что это за компании?

Игорь Вальдман: Первые потребители довольно крупные. Значит, по оценкам международным это примерно 70 миллиардов рублей там по России, может быть, сектор корпоративного образования. В нем там 5-8% - это электронное. Следующее - это образовательные организации: от школы до вузов и так далее. Вот вы, наверное, слышали: замечательный проект в России наконец-то появился - Национальная платформа образования.

Ведущая: Ага.

Игорь Вальдман: Когда сейчас пока восемь основных вузов складывают туда свои ресурсы. И самое важное, что происходит, кроме того, что есть возможность поучиться у людей, у студентов, есть возможность зачесть результаты обучения в своих вузах как какие-то кредиты по тем или иным программам.

Ведущая: Та сфера, в которой работаете вы и в которой вы занимаетесь электронным образованием, она связана с учеными. Прежде всего, это нанотехнологии. Вот расскажите, как там реализована эта стратегия.

Игорь Вальдман: Здесь у нас есть несколько интересных предложений. Ну, во-первых, популяризация нанотехнологий и науки, где она применяется. Это серия вебинаров, абсолютно открытая, доступная для любого жителя страны на нашем сайте enano.ru.

Ведущая: То есть, даже не будучи ученым, можно все это изучать, смотреть?

Игорь Вальдман: Прийти, познакомиться, если вам интересно. И абсолютно бесплатно. Вторая линия - это электронные курсы, уже специализированные, где нужно более долго и серьезно учиться. Третья, ориентированная на инженеров, - это наши виртуальные электронные лаборатории. У нас такие есть.

Ведущая: Поясните, пожалуйста, что такое виртуальная лаборатория.

Игорь Вальдман: Когда вы с некоторым симулятором реального оборудования, например, электронный микроскоп, проводите абсолютно реальные измерения. Это, я считаю…

Ведущая: Ага. Как космонавты и парашютисты перед прыжком и перед полетом в космос.

Игорь Вальдман: Да. Готовитесь. И последняя, очень важная вещь для школьников. Мы готовим некоторый такой образовательный квест, большую естественнонаучную игру - надеемся, что она стартует уже у нас в следующем году, - для школьников: "Поттериана" в естественнонаучном таком стиле.

Ведущая: То есть это настоящий квест в реальности?

Игорь Вальдман: Это квест с прохождением и решением интересных задач, брождение по замкам, выполнение задач и продвижение дальше по уровню.

Ведущая: Квесты нанотехнологиями. Такого у нас еще не было. Спасибо большое, Игорь. С нами был генеральный директор компании "eNano" Игорь Вальдман. Программа "Цели и средства", Зера Черешнева.

Поделиться в соцсетях