eNano о рынке образовательных технологий 2015: наблюдения, анализ вызовов и возможностей, клиентоориентированность и government-вектор
26 марта специалисты eNano приняли участие в конференции EdTech Russia 2015 «Технологии в образовании сегодня», которая проводилась на московской площадке MOD Design.
EdTech Russia 2015 —это конференция онлайн-образования, где можно узнать о самых актуальных технологиях и возможностях корпоративного обучения от крупнейших игроков на рынке e-learning. EdTech Russia собирает на свои мероприятия как создателей, так и потребителей современных технологий в сфере образования. Отдельная категория участников - это инвесторы в edtech-проекты и эксперты онлайн-образования.
В этом году выделено два направления в программе конференции: B2B и B2C. Обсуждались темы, связанные как с сектором массовых потребителей образовательных услуг, так и с новыми технологиями в обучении персонала в крупных компаниях: новые методы и технологии образования; обзор рынка B2B-услуг в сфере образования; технологии в образовании персонала; проекты и кейсы по профессиональной ориентации и дистанционному обучению; развитие edtech-проектов в условиях кризиса; способы продажи и продвижения образовательного контента и сервисов.
Наблюдения и выводы
Специалисты eNano, посетив конференцию, сделали ряд аналитических выводов по поводу современного образования сегодня:
- Рынок электронных образовательных продуктов развивается в геометрической прогрессии, и чтобы быть в авангарде либо успевать идти в ногу со временем, образовательным организациям, в первую очередь, необходимо проанализировать все имеющиеся практики и прямых конкурентов по направлениям предоставляемых услуг;
- Онлайн-проекты в РФ в настоящее время уходят в госзаказы (сектор B2G), соответственно, всем участникам процесса необходимо понимать, какие образовательные ниши (форматы) востребованы государством, какие решения компаний конкурентоспособны и какие технические возможности появятся на рынке в ближайшее время;
- Как соответствовать government-вектору и оставаться в технологическом тренде в образовании.
Немного фактов из практики ведущих компаний, представляющие интерес:
- доля рынка e-learning, которая относится непосредственно к инженерно-техническому образованию составляет 2% (76% - это онлайн-программы по изучению языков, 20% - проекты по изучению языков программирования, оставшиеся 4% можно разбить на развивающий контент для школьников по общенаучным направлениям, остальные 2% - относятся к взрослой целевой аудитории - специалистам)
- самый приемлемый формат обучения – безлимитный доступ к курсам на платной основе
- 70% слушателей интересуют курсы, по окончании которых предоставляется возможность получить сертификат или диплом (даже в MOOC-формате ведущие мировые электронные образовательные площадки Coursera, EDX, Udacity стали предоставлять сертификаты, успешно окончившим обучение)
- приемлемый ценовой диапазон (Uniweb): 1-18 тысяч руб. за курсы для самостоятельного изучения (итог: сертификат + рейтинг по набранным баллам), повышение квалификации – 13,5-70,2 тысяч руб. (удостоверение о повышении квалификации), переподготовка и iMBA – от 120 тысяч руб. (диплом)
- оптимальная длительность видео файла в курсе – 6-12 мин (это связано с особенностями восприятия современного поколения – «клиповым мышлением»).
Необходимо учитывать, что в день пользователь на обучение тратит не более 1 часа. В связи с чем, на рынке образовательных услуг идет жесткая борьба за это время, что диктует необходимость каждой организации глубоко анализировать не только рыночные, но и преимущества конкурентов.
-min.jpg)
Отметим основную причину, по которой происходит отток слушателей:
- не увлекательно и сложно (относится к подаче материала и непосредственно педагогическим технологиям),
Видимые на данный момент решения, основанные на опыте российских образовательных организаций:
- использование адаптивных методов преподавания на основе характеристик студента или learning styles (это относится как к тьютору, который сопровождает слушателя – он должен иметь индивидуальный подход к каждому, даже при групповом онлайн-обучении, так и к подаче контента и технологиям - информацию в курсах необходимо предоставлять наибольшим числом способов: к каждому видео прилагать текстовый файл, если есть фрагментированные «разбитые тексты», то давать возможность читать их целиком и т.д.);
- позиционирование продуктов с точки зрения клиентоориентированности (ведь для слушателя результат - это навык);
- обеспечение возможности проведения экспериментов и оценки в одном потоке на разных группах на пилотной апробации (с применением критериев: удовлетворенность (через рейтинг), усвояемость (через промежуточные оценки групп), результативность (какая группа прошла обучение по баллам лучше) – опыт SkyEng;
- введение инструкции преподавателям для каждого курса-программы с возможностью отмечать в его личном календаре пройденные шаги (здесь: не только ответ на форум, проведение вебинара и пр., а также устная мотивация слушателей, обсуждение выявленных «слабых мест» в освоении курса и т.д.) – это называется «стандартизированные персональные решения» - опыт SkyEng;
- проведение максимально персонализированногообучения при помощи системы в целом и рекомендательных сервисов (на входе каждый пользователь проходит тестирование и автоматически попадает в группу: слабую, среднюю и сильную, для каждой группы есть несколько кейсов и тестов - пользователь при помощи разных упражнений и заданий осваивает одну и ту же группу навыков, пользователю постоянно рекомендуются дополнительные возможности (например, литература или выдержки из нее и т.д.) – опыт LinguaLeo.
Приводим ссылки с дополнительной информацией и записями некоторых лекций конференции.