eNano на Moscow Science Week: «Как вовлечь молодежь в науку?»

xhttp_res (26).jpg

Компания eNano приняла участие в круглом столе «Вовлечение молодежи в научную деятельность», который состоялся в рамках форума Moscow Science Week в Российской академии наук 10 сентября.

Руководители проектов «Фестиваль науки» и Science Slam, модераторы от телеканала «Наука 2.0», представители бизнеса, научного сообщества и образовательных институций обсуждали задачу вовлечения молодежи в науку.

Уже сейчас отмечен резкий рост интереса общества к научному знанию, но наравне с этим заметен недостаток мотивации у молодежи на то, чтобы идти в науку. Студенты 2-3 курсов теряют интерес к работе в науке. Решением могло бы стать брендирование научного знания и образа ученого, а также генерация интереса к научной деятельности со школьной скамьи. Некоторые участники рассказали о привлечении  ученых-студентов к преподаванию школьникам: детям гораздо интереснее учиться у молодого ученого, который знает и может интересно рассказать об инновациях в своей области, «скрасив» базовое обучение.

«Запрос на научное знание огромный, но нет навигации», - так определил проблему один из участников круглого стола, имея в виду нехватку примеров, историй успеха, неких направляющих для выбора образовательной траектории родителями и будущими студентами.

Одним из приоритетных направлений сегодня является «популяризация науки через «бренд ученого» и «бренд научного знания и молодой науки», - отметил Михаил Тупикин (Science Slam).

Как привлечь молодежь? Путь первый – достойный заработок. Путь второй – мечта быть ученым.

Именно мечта стать ученым и даже мода быть ученым – основные мотиваторы для молодежи. Для этого науку нужно переводить на популярный, понятный всем язык, привлекать ученых к выступлениям на публике, где они могут рассказать о своей работе за 10 минут (питчинг), иллюстрируя доклад примерами. Нужно добавить к сдержанной закрытости научного знания градус «живости» и развлечения. Поэтому популяризаторы ищут ученых и учат их выступать, соревноваться (standup show). Конференции TED набирают огромное число зрителей (порядка 5000 человек). MOOC (массовые онлайн-курсы) собирают громадную аудиторию, а профессоры Гарварда, собравшие онлайн-курс - переполненные залы на курс философии, что сложно было представить еще вчера.

xhttp_res (27).jpg

Даже сериалы – от «Доктора Хауса» до уровня познавательно-развлекательного Discovery - делают для популяризации науки у молодежи больше, чем отметка успеваемости, и косвенно формируют рейтинги востребованности профессии. Публика получает «ролевую модель» - видит увлеченного своим делом молодого ученого.

Научная блогосфера, мобильные приложения и городские события – результативные инструменты вовлечения в научный контекст. Так, локальное городское мероприятие в Нью Йорке в один день на 51 площадке объединило зрителей и ученых, дав возможность горожанам послушать лекции и пообсуждать новости науки. В один день город превратился в Мегаполис научно-популярного знания.

В России есть подобные примеры. Леонид Гусев, руководитель дирекции «Фестиваля науки», рассказал о том, как их мероприятие собирает тысячи горожан по разным площадкам в Москве, организуя конкурсы «Ученые будущего», лекции и пр. Он считает, что тренд на науку, по сути, уже сформирован, а не хватает Института Кураторства. Технологии так быстро шагнули вперед, что родители не успевают понять, куда отдать ребенка учиться, чтобы его профессия была востребованной. Это и к вопросу отсутствия должной навигации.

Отчасти эту проблему решает «ответственность молодых ученых». Когда студенты и выпускники в рамках лабораторий у себя в институтах или на выезде в технопарках занимаются со школьниками. Пока это дополнительное, внешкольное образование, так как на законодательном уровне пока закреплены другие стандарты преподавания.

«Золотой век науки был тогда, когда разница между студентом и преподавателем составляла 5-7 лет», - говорил Сергей Капица. Стоит к этому стремиться.

Поделиться в соцсетях