Эксперты обсудили проблему соединения интересов бизнеса и образовательной сферы

Эксперты обсудили проблему соединения интересов бизнеса и образовательной сферы

На круглом столе eNANO «Образовательные модели подготовки инженеров нового поколения: возможности и ограничения», который прошел в рамках ММСО, эксперты обсудили вопрос: как наладить взаимодействие между инженерным образованием и инновационным бизнесом.

Представители бизнеса, инновационных предприятий и образовательной сферы пришли к общему выводу, что для выстраивания эффективного диалога между компаниями и вузами необходимо создание третьего субъекта в цепочке - посреднической структуры, которая занималась бы, в том числе мониторингом и анализом потребностей бизнеса в инженерных кадрах, формулированием запросов, выстраиванием партнерских программ.

«Сегодня изменения технологий и высокотехнологичного рынка происходят стремительно, бизнес не знает, кто ему понадобится через 4 года», - объяснил Д.Холкин, руководитель проектного центра развития инновационного фонда «Центр стратегических разработок».

Коммуникационный подход, включающий в себя институцию, способную реагировать на развитие рынка, предвидеть кадровый запрос компаний и оперативно интегрировать его в сферу образования, по мнению участников сессии, позволит соединить интересы и наладить диалог.

xhttp_res (40).jpg

Какие изменения должны произойти в российских вузах и российских компаниях, чтобы взаимодействие в сфере инженерного образования стало бы возможным?

Дмитрий Земцов, директор по управлению образовательными программами Университета машиностроения (МАМИ):

«У нас в университете есть представление о том, что промышленность меняется так живо, и современные отрасли преобразуются в новые так стремительно, что инженерные вузы просто не могут иметь узкую отраслевую специализацию. Если вуз нацелен на то, чтобы готовить сильных специалистов, главных конструкторов, этот подход (еще советский) надо менять. Мы поняли, что подготовка должна быть в первую очередь межнаправленческой, нужно делать так, чтобы проекты студентов затрагивали разные области. Только так возможно сориентироваться на рынки и отрасли, которые появятся в течение 3-4 лет. Мы должны дать студенту возможность самому открывать и создавать новые отрасли и новые рынки. Это основная идеология, которой мы придерживаемся в выстраивании взаимоотношений с промышленностью».

Анатолий Левенчук, основатель консалтинговой компании TechInvest Lab:

«Каждые 2-3 года меняется запрос на компетенции. Можно ли системно работать со студентами, если каждый из них трудится в разных отраслях? Создавать отраслевые кафедры на предприятиях? Мы на своей базовой кафедре попытались найти общее для всех студентов, отобрать то общее начало, которое будет актуально для всех. Студент может соотносить свои проекты с тем, что делают другие предприятия. Это системное инженерное мышление».

xhttp_res (41).jpg

Председатель Наблюдательного совета Межвузовской программы, заместитель Председателя Правления ООО УК «РОСНАНО», Юрий Удальцов:

«Всем участникам диалога - и вузам, и бизнесу, необходимо четко понимать, для каких целей нужно готовить специалистов. Сегодня предприятиям необходимы профессионалы с очень конкретными инженерными навыками и адаптированные междисциплинарно. У нашего фонда образовательных программ есть целое направление подготовки кадров для инновационных компаний, где формируется совершенно конкретная программа под предприятия. Чтобы через 2 месяца специалист пришел на производство и начал обслуживать конкретное направление идеально. Этому вузы не учат.

Также нужны и те, кто будет формировать новые отрасли и создавать свой бизнес-проект, соединяя в себе: 1. инженерное понимание; 2. организаторское; 3. бизнесовое; 4. регуляторное. Формулировать запросы на разных специалистов очень сложно, в особенности проблематично на таких, которые будут создавать новые бизнесы, объединяя в себе несколько компетенций. Предприятия запроса на такой тип образованию запроса пока не дают. Мы такие запросы делаем, потому что заинтересованы в стартапах».

Поделиться в соцсетях