Материалы по итогам события

Наноматериалы

Технологии формования и применения изделий из композитных материалов на примере современных болидов

Спикер

Мартаков Игорь Геннадьевич

Аспирант БГТУ им. В.Г Шухова. Занимается изучением и работой с композитными материалами более 2 лет. В 2015 году проходил обучение по работе с композитными материалами на заводе Препрег СКМ (г. Москва). Участвовал в создании болидов Stingray и Hyperboloid 1 команды Shukhov Racing Team и в соревнованиях FS Russia 2015, FS Italy 2016.

Прогресс науки и техники связан с открытием и освоением производства новых материалов. Это относится прежде всего к тем областям, где соотношение определенных свойств объекта определяет эффективность всей конструкции.

Машиностроение – одна из перспективных ниш для внедрения композитных материалов. Разработка новых надежных и экономичных конструкций в машиностроении нуждается в применении материалов с высокими физико-механическими, технологическими и эксплуатационными свойствами. Традиционные материалы (преимущественно металлы) не в полной мере отвечают этим высоким требованиям, тогда как композитные материалы, по праву считающиеся материалами будущего, сочетают в себе целый ряд уникальных свойств: лёгкость, прочность, достаточно высокую жёсткость, немагнитность, радиопрозрачность и т.д.

В гражданском автомобилестроении композитные материалы используются довольно давно, но не получили широкого распространения в силу большой трудоемкости технологий изготовления и высокой стоимости материалов. В настоящее время аддитивные технологии в производстве значительно сокращают трудоемкость процесса и позволяют создавать изделия на основе композитных материалов в различных инженерных проектах.

Интересным примером внедрения композитных материалов являются спорткары и машины «Формулы-1». Композитные материалы позволяют значительно увеличить прочность таких автомобилей, их герметичность. Снижение веса также является одним из ключевых моментов проектирования и сборки болида, так как напрямую отражается на его скоростных характеристиках. С этой целью корпус болида и другие детали изготавливаются из композитных материалов, применяя различные технологии их формования.

Данный вебинар затронет вопросы формования композитных материалов и их практического применения для болидов международных инженерно-спортивных соревнований «Formula Student» (студенческая версия «Формулы-1») на примере команды Shukhov Racing Team (БГТУ им. В. Г. Шухова). Вес среднестатистического болида «Formula Student» составляет менее 230 кг. Основными технологиями при создании деталей для таких болидов является метод контактного (ручного) формования и вакуумной инфузии.

При создании деталей болида методом вакуумной инфузии на основе углеродного волокна уже удалось снизить его вес на 15 кг, также улучшив прочностные характеристики. При дальнейшей работе этот показатель возможно увеличить в 1.5-2 раза.

Вы узнаете:

  • О композитных материалах и технологиях работы с композитами;
  • Об особенностях контактного формования и вакуумной инфузии;
  • Об возможностях применения данных технологий для современных болидов.

Вебинар полезен:

  • специалистам по работам с композитными материалами;
  • исследователям, ученым, сотрудникам исследовательских лабораторий;
  • студентам, аспирантам и преподавателям технических вузов.