Связать техническую задачу и бизнес составляющую: о создании нового рекламного носителя CAMVIZ от выпускницы Межвузовской программы

xhttp_res (3)-min.jpg

С.Яковлева: «Обучение повысило квалификацию в управлении проектами, познакомило с «кухней» создания собственного бизнеса с нуля и работой в стартапе»

Светлана Яковлева в 2016 году заканчивает магистратуру Межвузовской программы (базовый вуз – МФТИ) и является руководителем проекта CAMVIZ (нового формата рекламного носителя) в ЗАО «ЦОСиВт». Мы попросили рассказать, как строится обучение на программе и что оно может дать будущим технопредпринимателям.

Почему Вы поступили на Межвузовскую программу и в чем видите особенности и преимущества подобного практикоориентированного образования? Как проходил процесс обучения?

До поступления на Межвузовскую программу я уже работала в ЦОСиВт руководителем технологических проектов. Узнав о программе, я решила, что для меня это отличная возможность получить новые знания и опыт в выбранном направлении. Формат обучения на программе очень интересный. Кроме лекций и практик по инновационному модулю студент получает уникальную возможность работы в реальном проекте одной из компаний, где он не только участвует в маленькой части разработки продукта, но и пробует себя в разных ролях: руководитель проекта, аналитик, системный инженер, архитектор, разработчик и т.д. Все знания, полученные на практике, оформляются в итоговую работу – проектное предложение и презентуются в форме его защиты перед экспертами в области технологического предпринимательства. Такой формат образования снижает барьер перехода от студента-стажера к опытному работнику. За 2 года работы в компании у студента есть возможность внести свой вклад в проект, основываясь на полученных знаниях, зарекомендовать себя перед руководством и определиться с дальнейшим направлением своей деятельности. Так, являясь инженером-разработчиком, я открыла для себя новые направления (маркетинг, менеджмент, системная инженерия), в которых хочу развиваться.

Как сочетаются технические дисциплины в Вашем университете с инновационным модулем программы? Вы ощущаете пользу такого синтеза знаний?

Я учусь на факультете квантовой электроники МФТИ по специальности «Открытые информационные технологии». В начале учебы технические дисциплины и дисциплины инновационного модуля проходили параллельными линиями и никак не пересекались. Но как только началась работа над проектным предложением, стало заметно - знания, полученные на Межвузовской программе, влияют на выполнение научно-исследовательской работы. Например, нужно описать техническую часть проекта в бизнес терминологии. Моя магистерская диссертация тесно связана с бизнес-составляющей проекта. Техническая задача, которую я решаю, позволяет реализовать тот или иной план продаж продукта. Поэтому знания, полученные по техническим дисциплинам в МФТИ, я смогла обернуть в «оболочку» программы инновационного модуля.

Как сочетается работа над проектом в компании с выполнением научно-исследовательской работы в университете? Опишите ключевые особенности проекта, над которым Вы работаете и свою роль в этом проекте.

Так как научно-исследовательская работа тесно связана с бизнес-составляющей проекта, мне легко сочетать работу над проектным предложением и магистерской диссертацией. Мне представилась уникальная возможность принять участие в проекте с самого начала его жизненного цикла, т.е. с появления идеи. Руководство компании возложило на меня ответственную миссию и предоставила роль руководителя проекта. Изначально стояла задача координировать взаимодействие внутри команды, выполнять менеджерские функции по постановке и контролю задач, довести проект до его реализации, т.е. получения продукта, который можно выводить на рынок. В процессе обучения на программе, знакомясь с новыми дисциплинами и выполняя практические задания, в мои компетенции добавились: подготовка описания проекта и продукта, оформление заявок на участие в конкурсах и на получение грантов, поиск потенциальных клиентов, общение со стейкхолдерами, составление бизнес плана и финансовой модели, разработка стратегий развития выхода на рынок и планирование первых продаж. В работе я применяла методы и практики из курсов инновационного модуля: системная инженерия, управление проектами, решение технологических кейсов и практический курс по созданию проектного предложения.

В этом году Вы заканчиваете обучение на Межвузовской программе. Как она повлияла на развитие Ваших личностных и профессиональных компетенций и навыков? Какие планы после окончания магистратуры? Планируете ли оставаться работать в компании?

Я планирую остаться в ЗАО «ЦОСиВт» и продолжать работу над проектом CAMVIZ в качестве CEO. У нас сейчас самый сложный и решающий этап – выход на рынок и продвижение. Обучение на Межвузовской программе стало для меня не только повышением квалификации в области управления проектами, но и дало возможность познакомиться с «кухней» создания собственного бизнеса с нуля и поработать в стартапе. Я научилась понимать и говорить на бизнес-языке, который опирается на ключевые параметры, описываемые в бизнес-моделях С. Бланка и Э. Риса. Дальше я планирую развивать навыки, полученные в процессе обучения, как управленец, маркетолог и архитектор бизнеса.

Помимо магистерской диссертации, во время обучения Вы готовите проектное предложение. Расскажите, что оно из себя представляет, какие навыки приобретаются в процессе его подготовки, с кем осуществляется взаимодействие?

Проектное предложение – итоговая работа, в которой содержится вся проектная деятельность за 1,5 года обучения на программе. Это те ключевые метрики, без которых проект не может существовать. Оно содержит описание гипотез, которые были поставлены на старте работы в проекте, план их подтверждения или опровержения. Описание того, как проводилось тестирование гипотез с помощью customer development, ценностное предложение и решение проблем клиентов. Описание архитектуры решения и продукта. Описание каналов продаж: каналы привлечения клиентов и пользователей, инструменты продаж. Анализ рынка и конкурентов, стратегии продвижения и развития. Описание подсчета экономики продукта: финансовая модель, основные инвестиционные показатели проекта. Работа над проектным предложением ведется вместе с ментором – экспертом из сферы технологического предпринимательства. Ментор погружается в проект, дает рекомендации и экспертную оценку. В итоге проектное предложение складывается из работы студента, консультации научного руководителя и очень плотной экспертной поддержки ментора со стороны программы.

Получив соответствующие знания, как вы опишите, что такое технологическое предпринимательство и инновационное развитие бизнеса?

Это когда сложную инновационную технологию удается положить в основу уникального продукта, который является актуальным и популярным на рынке. Развитие же достигается за счет применения новых методик и практик в бизнес моделировании.

Вас наградили стажировкой в MIT. Какие перспективы Вы видите в результате учебной поездки?

Стажировкой в MIT меня наградили за работу над проектом CAMVIZ. Проект сам по себе очень интересен и сложен в описании. CAMVIZ – это бумажные открытки со специальной разметкой и мобильное приложение. Обычные пользователи просто пишут или рисуют на открытке. А мобильное приложение превращает все написанное в мультфильм, добавляет в него рекламу и размещает его в соцсети. Такие посты имеют в 10-20 раз больше просмотров, чем обычные сообщения. И тысячи постов на тысячах страниц становятся вирусной рекламой. Она на порядок эффективнее обычных объявлений и доступна по стоимости даже рекламодателям с небольшим бюджетом. В основу проекта положена технология обработки видео. Программное решение на базе этой технологии обрабатывает видеозапись процесса рукописного ввода, осуществляемого пользователем, и убирает из видео все лишние предметы (руку пользователя, ручку, карандаш, фломастер, перо и пр.). Дополнительные алгоритмы пост-обработки очищают видео от теней, бликов, выбеливают фон. Сервис работает при съемке под углом (убирается параллакс), нивелирует движения и дрожания бумаги. Программное решение размещается на сервере, пользователь получает доступ к сервису обработки видео через мобильное приложение на своем смартфоне или планшете.  Данная технология имеет несколько вариантов коммерциализации. Перед экспертной комиссией, в составе которой находился А.Б.Чубайс, я защищала бизнес-модель проекта создания, по сути, нового рекламного носителя. Этот формат применения сервиса имеет значительный потенциал продаж, что показали опросы потенциальных рекламодателей и первые успешные продажи рекламы. Более подробно о проекте можно ознакомиться здесь www.camviz.com.

От стажировки я ожидаю получить знания о методиках и практиках в решении технологических и управленческих задач, которые применяются в развитии инновационного бизнеса в США. А также презентовать свой проект, получить рекомендации и новые возможности для его реализации.