Наши выпускники: Михаил Бухарин

Истории успеха технопредпринимателей: зачем нужна Межвузовская программа подготовки инженеров нового поколения в сфере высоких технологий

xhttp_res (7)-min.jpg

eNANO, являясь оператором Межвузовской программы подготовки инженеров нового поколения в сфере высоких технологий, представляет цикл «Истории успеха технопредпринимателей».

Мы взяли интервью у представителей профессии будущего. Ребята рассказали, как и зачем выбирали магистратуру Межвуза и что дал им этот выбор.

Михаил Бухарин - руководитель проектов компании ООО «Оптосистемы»

Почему Вы выбрали кафедру технологического предпринимательства?

За время обучения на первых курсах МФТИ я сменил несколько лабораторий, и в каждой из них я видел превосходные разработки с очень интересными потенциальными практическими применениями. Однако каждый раз в научных коллектива я сталкивался с тем, что работа над этими проектами заканчивалась лишь на научных отчетах и статьях. Разработкой же технологии и, тем более, доведением её до пользователей не занимался никто: многим это не было интересно, а остальные считали это непомерно сложной и рискованной задачей, однако все понимали потенциал практического использования разрабатываемой технологии. И каждый раз мы сталкивались с тем, что через 1-2 года по аналогичным тематикам за рубежом появлялись новые малые компании, которые говорили об успехах их продукции, о выполненных заказах или о покупке их крупными промышленными компаниями. Как только мне предоставилась возможность поступить на кафедру технологического предпринимательства, я сразу же решил принять участие в отборе, чтобы получить не только полноценное образование по выбранной естественно-научной специальности, но и приобрести необходимые навыки для коммерциализации научных разработок.

Как проходила учеба на кафедре и чем обусловлен выбор профессии?

За время обучения на кафедре я получил образование одновременно по трем дополняющим друг друга направлениям. Во-первых, я в полной мере освоил свою естественно-научную специализацию (волоконная и лазерная оптика). Во-вторых, получил навыки коммерциализации результатов НИОКР и создания малых высокотехнологичных производств. И, наконец, самое главное - на базе существующей высокотехнологичной компании мне предоставили возможность совместить на практике полученные фундаментальные знания с бизнес-навыками, чтобы уже во время обучения провести новую прорывную технологию от этапа научных исследований до продажи первой продукции средним и крупным высокотехнологичным компаниям.

По прошествии некоторого времени после окончания обучения, я с уверенностью могу сказать, что обучение на кафедре дало мне еще одну уникальную возможность: оно зарядило меня драйвом высокотехнологичного производства, открыло целый новых спектр возможностей и дало доступ к сообществу проактивных людей, с которыми можно создать команду и воплощать новые идеи в жизнь.

Что на выходе дает обучение на кафедре технологического предпринимательства?

После окончания обучения я остался работать в высокотехнологичном лазерном бизнесе, и сейчас развиваю новую технологию в малой инновационной компании. Выбор этот был осознанный и довольно очевидный для меня, так как он определялся стилем жизни, который обеспечивает технологическое предпринимательство. Да, он связан с очень высокими рисками, но он дает большую свободу действий, предоставляет полную ответственность за принимаемые решения, предоставляет возможность работы по специальности. Именно знания лазерной физики позволяют мне не только принимать ключевые конструкторские решения, но также привлекать инвестиции и находить новых клиентов для разрабатываемого продукта. И, наконец, главное: чувство от осознания того, что созданный тобой продукт внедряется в массовое производство и навсегда продвигает вперед все смежные технологии, затмевает все недостатки и сложности выбранной профессии, придавая ежедневной работе драйв.

Справочно: Кафедра технологического предпринимательства является участником Межвузовской магистерской программы подготовки инженеров в сфере высоких технологий для новой экономики Москвы. Данная программа – практико-ориентированный образовательный проект по подготовке специалистов инженерно-технического профиля, обладающих дополнительными компетенциями в области технологического предпринимательства и инновационного развития бизнеса. Программа стартовала в 2014 году по инициативе ЦИР и ФИОП РОСНАНО при поддержке ДНПиП Москвы. Первый набор студентов был проведен из 3 университетов-партнеров: МФТИ, НИТУ «МИСиС» и НИЯУ МИФИ. Позже к программе присоединился РАНХиГС.

Ключевой особенностью Межвузовской программы является работа студента в реальном проекте, предложенном одной из компаний партнеров программы. Студент защищает две аттестационные работы: магистерскую диссертацию по научному или инженерному направлению и проектное предложение - по предпринимательскому направлению (аналог бизнес плана). Студенты совмещают работу и учебу на базе  инновационно ориентированных компаний Москвы, в число которых входят компании-партнеры: Билайн, ИРЭ-Полюс, Крокус Наноэлектроника, Маппер Литографи, Оксиал и др.