М.Фёдорова: «Роль университета здесь уникальна: учебное заведение позволяет выбирать дисциплины из широкого набора курсов - те, которые действительно нужны»

xhttp_res-min.jpg

Марина Фёдорова в 2016-м году заканчивает магистратуру Межвузовской программы. Мы попросили рассказать, как строится обучение на программе и что оно может дать будущим технопредпринимателям.

Марина Фёдорова (базовый вуз НИТУ МИСиС), проект ООО НПЦ «Альфа» - «Центр 3D печати по металлу для стоматологии»

Почему Вы поступили на Межвузовскую программу? В чем видите особенности и преимущества подобного практикоориентированного образования? Как проходит процесс обучения?

Мое любопытство и, может быть, настойчивость привели меня в Межвузовскую программу технологического предпринимательства. Оказывается для того чтобы стать технологическим  предпринимателем не обязательно иметь красный диплом и быть сверхчеловеком, достаточно определить ту уникальную сферу деятельности и настойчиво работать, чтобы «дотачивать» свои компетенции и знания в области, где вы хотите дальше развиваться.

На Межвузе студенты работают над проектом в течение двух лет обучения в магистратуре, совмещая работу с учебой, и превращаются в специалистов, готовых к генерации новых технологических идей, разработке прикладных научно-исследовательских проектов и их последующей коммерциализации.

Наша программа для тех студентов, которые хотят связать свое будущее с реальным производством, нацелены на создание новых продуктов, новых рынков, новых производств. Сколько раз я слышала, что проблема российских ученых в том, что не многие могут применить свою инновацию в деле и тем более заработать на ней. Эта магистратура - ответ на то, как уметь делать оба дела одновременно.

Как сочетается работа над проектом в компании с выполнением научно-исследовательской работы в университете? Опишите ключевые особенности проекта, над которым Вы работаете и свою роль в этом проекте.

Компания дает проект, ставит научную и бизнес задачи, предоставляет куратора, который является официальным научным руководителем студента. Студент, работает в компании не менее 50% времени обучения по индивидуальному плану и под руководством представителя компании.

Роль университета в данном случае уникальна – учебное заведение позволяет обучаться дисциплинам из широкого набора курсов, выбирать те, которые действительно нужны.

Нам была предложена интересная технология. Суть ее в следующем. Я занималась сердцем технологического проекта – разработкой технологии 3D печати по металлу. Эта одна из самых главных задач технологического проекта - новинка в технологии. Хочу похвалить своих коллег, которые занимались разработкой программного обеспечения для принтера, без их гениальной программы никакой технологии бы не было.  Благодарю тех коллег, которые помогли мне в написании финансовой модели для коммерциализации принтера, без которой ни программа, ни принтер не стали бы «технологическим предпринимательством», как следствие - не приносили бы деньги.

В этом году Вы заканчиваете обучение на Межвузовской программе. Как она повлияла на развитие Ваших личностных и профессиональных компетенций и навыков? Какие планы после окончания магистратуры? Планируете ли оставаться работать в компании?

Я восхищена результатами реализации Межвузовской программы технологического предпринимательства РОСНАНО.  Работая над проектом в течение двух лет, я попала в живую энергетическую среду, которая буквально захватила меня и пронесла из одного проекта в другой. В итоге, мы - выпускники Межвуза - на выходе владеем предпринимательскими компетенциями, знаниями ученого, навыками менеджера и способны создавать свои проекты, коммерческие продукты, строить высокотехнологичный бизнес. После окончания магистратуры мы планируем вместе с инвесторами открыть 3D центр.

Помимо магистерской диссертации, во время обучения Вы готовите проектное предложение. Расскажите, что оно из себя представляет, какие навыки приобретаются в процессе его подготовки, с кем осуществляется взаимодействие?

Идеей коммерциализации этого принтера послужило открытие 3В центра печати по металлу для стоматологии. Производительность по отношению к существующим методам изготовления увеличилась в 3 раза, представьте, какой вклад в развитие отрасли мы можем внести. Стоимость изготовленного продукта снижается в 2 раза. При обсуждении нашей идеи с потенциальными клиентами получали отклик: «Мы хотим первыми узнать об открытии такого центра!».

На настоящий момент мы защитили проект по 3D центру. У проекта большое будущее.

Получив соответствующие знания, как Вы опишите, что такое технологическое предпринимательство и инновационное развитие бизнеса?

Технологическое предпринимательство - стиль бизнес-лидерства, который включает в себя определение многообещающих, с техническими средствами высокого уровня возможностей производства продукции для коммерческого сбыта, накопление ресурсов, таких как талант и капитал, а также управление быстрым ростом и существенными рисками через использование принципиальных навыков принятия решений.

Инновационный бизнес – более широкое понятие, можно сказать, это бизнес, который предполагает производство инновационных товаров, продукции в целом. При этом главным преимуществом является уникальность и новизна.

За какой проект Вас наградили стажировкой в MIT? Какие перспективы Вы видите в результате учебной поездки?

За открытие 3D центра печати по металлу для стоматологии. Ожидания.. Анатолий Борисович Чубайс на защите проекта сказал, что надо быть смелее. Поэтому самые смелые ожидания.