Институциональная экономика

60 дней

Курс рассказывает о том, как можно модернизировать страну в сфере экономики

Стоимость обучения
Бесплатно
Тема
Бесплатно
Формат
Курс
Уровень
Базовый
Тип обучения
Самостоятельно

Описание курса

Институциональная экономика – современная экономическая теория, начало которой положила книга Рональда Коуза «Природа фирмы». «Институты» - это шаблоны поведения в обществе: законы, условия контракта, традиции, обычаи. Основное внимание неоиституциональная теория уделяет анализу с помощью трансакционных издержек, контрактных агентских отношений и поведенческих предпосылок: ограниченной рациональности и оппортунистического поведения.

Выдаем документ об окончании

Электронный сертификат АНО "еНано"

Вы будете

Изучать материал в формате видео

Проходить тестирование

Программа курса

Видео 1. Человек и правила игры. Часть 1

  • Задачи и проблемы, которые решаются в президентской комиссии по модернизации. Всех нас интересует вопрос: «Как можно модернизировать страну?» В первой лекции курса Александ Аузан покажет, как институциональная экономика помогает найти ответ на этот вопрос.
  • Новая институциональная экономическая теория и теория Мэхью.
  • Политическая демократия и экономический рост.
  • Черты человека в новой институциональной экономической теории.
  • Старение нации и виды поведения
  • Принципы ограниченной рациональности и оппортунистического поведения. Примеры.

Видео 2. Человек и правила игры. Часть 2

  • Понятие «институт» в экономическом контексте и в контексте институциональной экономики. Виды и образы потребления людей, оппортунистическое поведение. Виды и образы потребления людей, оппортунистическое поведение
  • Определение понятия «институт».
  • Координационные и распределительные функции институтов
  • Формальные и неформальные институты
  • Устройство и взаимодействие различных институтов
  • Значение и измерение значения институтов

Видео 3. О силе трения в экономике

  • «О силе трения в экономике и разнообразие альтернатив». На языке институциональной экономической теории это называлось бы скорее «Трансакционные издержки и дискретные институциональные альтернативы». Институты и технологии: есть ли между ними взаимодействие?
  • Трансакционные издержки и дискретные институциональные альтернативы. Институты и технологии: есть ли между ними взаимодействие?
  • Диагональная трансакция (трансакция рационирования).
  • Вертикальная трансакция (трансакция управления). Трансакции управления в государстве.
  • Трансакционные издержки. Горизонтальные трансакции.
  • Трансакционный подход. Типы трансакций по Коммонсу.
  • Транзакции. Финансовые институты. Примеры: Chicago Board of Trade, дело «Юкоса».
  • Институциональная граница технологий.
  • Экспериментальная экономика.

Видео 4. Общество: разнообразие альтернатив

  • Внешние эффекты. Положительные и отрицательные экстерналии (externalities). «Схема Пигу». Взаимообязывающий характер внешних эффектов. Невозможность устранения ущербов, их «перегон»
  • Теория внешних эффектов. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные экстерналии (externalities). «Схема Пигу».
  • Государственный режим собственности. Частный режим собственности. Частный режим собственности: легальность и нелегальность активов. Коммунальный режим собственности: недостатки.
  • Издержки, связанные с режимом не-собственности.
  • Работа с будущим. Режимы собственности. Режим не-собственности.
  • Теорема Рональда Коуза.
  • Взвешивание альтернатив. Незавершенность выбора режима собственности.

Видео 5. Общество и государство. Часть 1

  • Статья Рональда Коуза «Маяк в экономической теории». Фридрих фон Хайек и его книга по истории денежных систем. Правительственные системы и их система обеспечения. «Проблема безбилетника», «free-rider problem» или «проблема халявщика»
  • Теория коллективного действия и контрактная теория государства.
  • Условия положительной динамики социального капитала.
  • Теория социального капитала.
  • Гипотеза о социальном склерозе.
  • Широкие гетерогенные группы и общественное благо.
  • Селективные стимулы по Мансуру Олсону.
  • Решение «проблемы халявщика». Типология благ.
  • Инновационная деятельность и теория коллективных действий.

Видео 6. Общество и государство. Часть 2

  • Участие государства в производстве общественных благ. Преимущества государства в применении насилия. Неоконтракторианская теория. Общественный договор в России. Норт, Вайнгаст,Уоллис и “Violence and social order”
  • Государство и монополия. Участие государства в производстве общественных благ. Преимущества государства в применении насилия.
  • Социальный контракт на примере России.
  • Пост-конституционный уровень заключения договора.
  • Теории социального контракта. Влияние на содержание контракта.
  • Государство как объект спроса и предложения.
  • Эволюция модели стационарного бандита.
  • Исходная точка предложения (модель Макгира-Олсона).
  • Принцип консенсуса и его эффективность в принятии решений.
  • Исходные точки спроса и предложения. Модель Хиршлейфера.
  • Способы финансирования инновационной деятельности.

Видео 7-8. О самом постоянном – изменениях

  • Российские национальные ценности и их влияние на развитие России в ХХ веке. Цитаты классиков русской литературы ХХ века о российской действительности
  • Гипотезы, объясняющие проблему «колеи»: гипотеза И. Шумпетера.
  • Основные характеристики стран траектории А.
  • Этносоциологические полевые исследования.
  • Революция в теории институциональных изменений и ее влияние на институты.
  • Зависимость процессов в экономике государства от конфессиональной принадлежности большинства.
  • Понятие развития в теориях экономического роста.
  • Поведенческие характеристики русских в различных регионах и условиях.

Видео 9. Проектирование институтов. Часть 1

  • Институты как инструмент достижения поставленных целей. Препятствия в формировании институтов. Экономическая теория права («law and economics»). Теория преступления и наказания («punishment and crime theory»). Теория общественного выбора
  • Препятствия в формировании институтов. Институты как инструмент достижения поставленных целей.
  • Интересы бюрократа. Модель Нисканена
  • Депутаты. Личные интересы членов парламента
  • Избиратели и выборы
  • Борьба с преступностью с помощью государства
  • Преступления и общество
  • Манипулирование уровнем санкций. Формула Гэри Беккера
  • Правоприменение. Формула Гэри Беккера
  • Правила Познера. Конструирование закона. Модель Саха
  • Принципы институционального проектирования

Видео 10. Проектирование институтов. Часть 2

  • «Стратегия-2020». Россия и «ножницы конкурентоспособности». «Русский крест» («Демографический крест»). Выход из «ножниц конкурентоспособности». Характеристики человеческого потенциала: потенциал креативности
  • Инновационная экономика и признаки модернизации. «Ножницы конкурентоспособности». Россия и «ножницы конкурентоспособности». «Русский крест» («Демографический крест»). Выход из «ножниц конкурентоспособности». Характеристики человеческого потенциала: потенциал креативности
  • Точки бифуркации в динамике креативности
  • Биполярный мир
  • Инновационные предприятия в России

Цифровые навыки

01

Практические навыки работы с системой дистанционного обучения

02

Освоение на практике правил работы с электронным курсом в слайдовом и/или видеоформате

03

Опыт составления информационных запросов и поиска необходимой информации

Авторы

АЛЕКСАНДР АУЗАН
Отзывы
Курс известного экономиста, позволяет прокачать свои скилы в области экономической науки, причем практико-ориентированные. Отдельные темы связанны с новыми тенденциями в экономической жизни, позволяют держать руку на пульсе, быть в тренде.
Александр Деманов
Выражаю своё искреннее уважение лектору за уникальный курс. Комплексно, ёмко и доступно.
Михаил Жуков
Александр Александрович прекрасный преподаватель, курс очень понравился! Единственная проблема - со звуком иногда беда, но это ничего, на общую картину не повлияло.
Хавроненко Максим Викторович
Есть полезная информация для использования в своей педагогической работе.
Андрей Куклин
Курс считаю полезным для всех. Экономистам, юристам,политикам и бизнесменам крайне полезным. Для меня он полезен для общего развития, позволяет взглянуть на процессы о обществе с новой для стороны, понять что происходит в стране. Полученные знания применимы и в повседневной жизни. Спасибо за возможность получить очень качественные знания от первоклассного лектора.
Оксана Левшина
Понятно, полезно, практично!
Алена Коленькова
Курс информативный, пересекается в другими областями знаний, кроме экономики. Курс дает толчок к дальнейшему саморазвитию, в чем заслуга лектора. Огромное ему спасибо за искреннюю позицию при передаче знаний другим
Алла Живалева
Курс очень понравился. Лектор тщательно осветил все необходимые аспекты заявленной темы.
Марина Калинина
Спасибо, ваша заявка принята!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Оставить заявку
{{errors.last_name|formatError}}
{{errors.first_name|formatError}}
{{errors.middle_name|formatError}}
{{errors.email|formatError}}
{{errors.phone|formatError}}
{{errors.promocode|formatError}}
{{errors.text|formatError}}
Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных
Спасибо, ваша заявка принята!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Получите консультацию
и скидку на обучение
Мы свяжемся с вами и дадим ответы на все вопросы, расскажем, как воспользоваться скидкой.
{{errors.email|formatError}}
Или
{{errors.phone|formatError}}
Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных
Спасибо, ваша заявка принята!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.