Электронный курс

Технопредпринимательство

Институциональная экономика

0 ₽
Получить доступ
5 отзывов

Автор

Александр Аузан

доктор экономических наук, декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

xhttp_res (3).png

Институциональная экономика – современная экономическая теория, начало которой положила книга Рональда Коуза «Природа фирмы». «Институты» - это шаблоны поведения в обществе: законы, условия контракта, традиции, обычаи. Основное внимание неоиституциональная теория уделяет анализу с помощью трансакционных издержек, контрактных агентских отношений и поведенческих предпосылок: ограниченной рациональности и оппортунистического поведения. Курс содержит 10 видеолекций.

Курс прочитан студентам кафедры технологического предпринимательства МФТИ.

Вы узнаете:

  1. Как можно модернизировать страну.
  2. Понятие «институт» в экономическом контексте и в контексте институциональной экономики.
  3. Виды и образы потребления людей, оппортунистическое поведение.
  4. Институты и технологии: есть ли между ними взаимодействие.
  5. Частный режим собственности: легальность и нелегальность активов.
  6. Правительственные системы и их система обеспечения.
  7. Участие государства в производстве общественных благ. Преимущества государства в применении насилия

Видео №1 Человек и правила игры. Часть 1

Задачи и проблемы, которые решаются в президентской комиссии по модернизации. Всех нас интересует вопрос: «Как можно модернизировать страну?» В первой лекции курса Александ Аузан покажет, как институциональная экономика помогает найти ответ на этот вопрос.

  • Новая институциональная экономическая теория и теория Мэхью.

  • Политическая демократия и эконмический рост.

  • Черты человека в новой институциональной экономической теории.

  • Старение нации и виды поведения

  • Принципы ограниченной рациональности и оппортунистического поведения. Примеры.

Видео №2 Человек и правила игры. Часть 2

Понятие «институт» в экономическом контексте и в контексте институциональной экономики. Виды и образы потребления людей, оппортунистическое поведение. Виды и образы потребления людей, оппортунистическое поведение

  • Определение понятия «институт».

  • Координационные и распределительные функции институтов

  • Формальные и неформальные институты

  • Устройство и взаимодействие различных институтов

  • Значение и измерение значения институтов

Видео №3 О силе трения в экономике

«О силе трения в экономике и разнообразие альтернатив». На языке институциональной экономической теории это называлось бы скорее «Трансакционные издержки и дискретные институциональные альтернативы». Институты и технологии: есть ли между ними взаимодействие?

  • Трансакционные издержки и дискретные институциональные альтернативы. Институты и технологии: есть ли между ними взаимодействие?

  • Диагональная трансакция (трансакция рационирования).

  • Вертикальная трансакция (трансакция управления). Трансакции управления в государстве.

  • Трансакционные издержки. Горизонтальные трансакции.

  • Трансакционный подход. Типы трансакций по Коммонсу.

  • Транзакции. Финансовые институты. Примеры: Chicago Board of Trade, дело «Юкоса».

  • Институциональная граница технологий.

  • Экспериментальная экономика.

Видео №4 Общество: разнообразие альтернатив

Внешние эффекты. Положительные и отрицательные экстерналии (externalities). «Схема Пигу». Взаимообязывающий характер внешних эффектов. Невозможность устранения ущербов, их «перегон»

  • Теория внешних эффектов. Внешние эффекты. Положительные и отрицательные экстерналии (externalities). «Схема Пигу».

  • Государственный режим собственности. Частный режим собственности. Частный режим собственности: легальность и нелегальность активов. Коммунальный режим собственности: недостатки.

  • Издержки, связанные с режимом не-собственности.

  • Работа с будущим. Режимы собственности. Режим не-собственности.

  • Теорема Рональда Коуза.

  • Взвешивание альтернатив. Незавершенность выбора режима собственности.

Видео №5 Общество и государство. Часть 1

Статья Рональда Коуза «Маяк в экономической теории». Фридрих фон Хайек и его книга по истории денежных систем. Правительственные системы и их система обеспечения. «Проблема безбилетника», «free-rider problem» или «проблема халявщика»

  • Теория коллективного действия и контрактная теория государства.

  • Условия положительной динамики социального капитала.

  • Теория социального капитала.

  • Гипотеза о социальном склерозе.

  • Широкие гетерогенные группы и общественное благо.

  • Селективные стимулы по Мансуру Олсону.

  • Решение «проблемы халявщика». Типология благ.

  • Инновационная деятельность и теория коллективных действий.

Видео №6 Общество и государство. Часть 2

Участие государства в производстве общественных благ. Преимущества государства в применении насилия. Неоконтракторианская теория. Общественный договор в России. Норт, Вайнгаст,Уоллис и “Violence and social order”

  • Государство и монополия. Участие государства в производстве общественных благ. Преимущества государства в применении насилия.

  • Социальный контракт на примере России.

  • Пост-конституционный уровень заключения договора.

  • Теории социального контракта. Влияние на содержание контракта.

  • Государство как объект спроса и предложения.

  • Эволюция модели стационарного бандита.

  • Исходная точка предложения (модель Макгира-Олсона).

  • Принцип консенсуса и его эффективность в принятии решений.

  • Исходные точки спроса и предложения. Модель Хиршлейфера.

  • Способы финансирования инновационной деятельности.

Видео №7-8 О самом постоянном – изменениях

Российские национальные ценности и их влияние на развитие России в ХХ веке. Цитаты классиков русской литературы ХХ века о российской действительности

  • Гипотезы, объясняющие проблему «колеи»: гипотеза И. Шумпетера.

  • Основные характеристики стран траектории А.

  • Этносоциологические полевые исследования.

  • Революция в теории институциональных изменений и ее влияние на институты.

  • Зависимость процессов в экономике государства от конфессиональной принадлежности большинства.

  • Понятие развития в теориях экономического роста.

  • Поведенческие характеристики русских в различных регионах и условиях.

Видео №9 Проектирование институтов. Часть 1

Институты как инструмент достижения поставленных целей. Препятствия в формировании институтов. Экономическая теория права («law and economics»). Теория преступления и наказания («punishment and crime theory»). Теория общественного выбора
  • Препятствия в формировании институтов. Институты как инструмент достижения поставленных целей. Препятствия в формировании институтов.

  • Интересы бюрократа. Модель Нисканена

  • Депутаты. Личные интересы членов парламента

  • Избиратели и выборы

  • Борьба с преступностью с помощью государства

  • Преступления и общество

  • Манипулирование уровнем санкций. Формула Гэри Беккера

  • Правоприменение. Формула Гэри Беккера

  • Правила Познера. Конструирование закона. Модель Саха

  • Принципы институционального проектирования

Видео №10 Проектирование институтов. Часть 2

«Стратегия-2020». Россия и «ножницы конкурентоспособности». «Русский крест» («Демографический крест»). Выход из «ножниц конкурентоспособности». Характеристики человеческого потенциала: потенциал креативности

  • Инновационная экономика и признаки модернизации. «Ножницы конкурентоспособности». Россия и «ножницы конкурентоспособности». «Русский крест» («Демографический крест»). Выход из «ножниц конкурентоспособности». Характеристики человеческого потенциала: потенциал креативности

  • Точки бифуркации в динамике креативности

  • Биполярный мир

  • Инновационные предприятия в России

Часто задаваемые вопросы

Как правильно выстроить процесс обучения по электронному курсу?

Электронный курс – это учебный материал, работа с которым предполагает внимательное изучение. Не приступайте к обучению по электронному курсу в дороге. Выделите для этого свободное время, чтобы Вам никто не мешал, приготовьте бумагу и ручку. Рекомендуем делать записи в процессе работы с курсом – это позволит более глубоко усвоить материал. Доступ к курсу открыт на два месяца, Вы можете возвращаться к материалам курса в любое удобное время, проходить курс несколько раз, в том числе тесты, пока не выберете в системе опцию «Завершить обучение». Система автоматически закроет доступ к курсу через два месяца с момента совершения оплаты или активации курса в случае, если он бесплатный.

Как оплатить доступ к электронному курсу?
  • Банковской картой (VISA/Visa Electron, MasterCard). Мы работаем с платежной системой ChronoPay; 
  • Вы можете оплатить доступ к курсу, выбрав один из удобных для Вас вариантов:
  • Через отделения Сбербанка; 
  • Банковским переводом.

Подробная информация об оплате услуг.

Что такое личный кабинет и как им пользоваться?

Личный кабинет – это инструмент, который позволяет быстро и в доступной форме познакомиться с необходимой для обучения информацией. Пользователь может просмотреть свои текущие задачи, отредактировать личную информацию, задать вопросы специалистам, а также просмотреть расписание своих учебных мероприятий. Личный кабинет состоит из следующих разделов:

  •  Мои программы и курсы (показывает как назначенные программы и курсы, по которым планируется либо проходит обучение, так и уже завершенные);
  • Календарь (расписание учебных мероприятий); 
  • Портфолио (копии личных документов пользователя, выполненные практические работы, а также выданные сертификаты. Все документы доступны для скачивания); 
  • Личная информация (телефон, e-mail и другая информация, личные данные можно менять по мере необходимости); 
  • Помощь (подробная инструкция по личному кабинету, FAQ, система обращений к администратору по обучению и системному администратору).
Могу ли я задать вопрос автору/преподавателю курса/программы?

Общение с автором и/или преподавателем строго регламентировано учебной программой и осуществляется в рамках образовательного процесса в отведенном для этого месте и в строго оговоренное время. Большинство наших электронных курсов не имеет авторского сопровождения, общение с авторами/преподавателями доступно только в рамках программ повышения квалификации. Если у вас возник вопрос к авторам курса, напишите его на enano@rusnano.com, мы постараемся помочь с ответом.

Что такое электронный сертификат и как его получить?

Электронный сертификат – это документ, подтверждающий успешное освоение программы курса и прохождение итогового тестирования. Сертификат является именным, зарегистрированным в системе под своим уникальным номером. Для получения сертификата слушателю необходимо освоить материалы курса, успешно выполнить промежуточные и итоговый тесты и завершить обучение, нажав на соответствующую кнопку. Электронный сертификат будет сгенерирован автоматически в личном кабинете.

Какие требования к компьютерному оборудованию и каналам связи необходимо соблюсти для обучения онлайн?

Требования к среде:

  • Операционная система windows vista/7/8; mac os 10.5+
  • Экран с диагональю не менее 15”;
  • Процессор pentium 1 гГц или выше;
  • Оперативная память 512 мб или выше;
  • Свободное дисковое пространство 200 мб;
  • Минимальное разрешение дисплея по горизонтали 1024 точек;
  • Минимальное разрешение по вертикали 768 точек;
  • Глубина цвета дисплея 16 бит (65536 цветов) или выше;
  • Звуковая карта 16 бит, совместимая с ос (для аудио сопровождения);
  • Браузер Google Chrome версия 26 и выше; IE 8.0 и выше; Safari (Mac) версия 6.0 и выше.

Основные требования:

  • Компонент Adobe Flash Player, версия не ниже 9 (установить с сайта Adobe).
  • Колонки, наушники или встроенный динамик - для звукового сопровождения курса.

Выдаем документ об окончании

Электронный сертификат в случае успешного прохождения итогового тестирования

08 Мая, 2018
Андрей Куклин
Есть полезная информация для использования в своей педагогической работе.
20 Апреля, 2018
Оксана Левшина
Курс считаю полезным для всех. Экономистам, юристам,политикам и бизнесменам крайне полезным. Для меня он полезен для общего развития, позволяет взглянуть на процессы о обществе с новой для стороны, по...

Курс считаю полезным для всех. Экономистам, юристам,политикам и бизнесменам крайне полезным. Для меня он полезен для общего развития, позволяет взглянуть на процессы о обществе с новой для стороны, понять что происходит в стране. Полученные знания применимы и в повседневной жизни. Спасибо за возможность получить очень качественные знания от первоклассного лектора.
02 Февраля, 2018
Алена Коленькова
Понятно, полезно, практично!
Страницы: 1 2 След. Все