Сертификация в международной практике

11.jpg

Сертификация по профстандартам помогает работодателю при определении трудовых функций сотрудников, при разработке штатных расписаний, должностных инструкций и тарификации работ, при создании систем оплаты труда и аттестации работников, при обучении специалистов организации.

В России дистанционная сертификация набирает обороты. Регламенты и процедуры ее проведения разрабатываются профильными министерствами и Министерством труда и соцзащиты. На данный момент понятно, что будет создаваться целая система независимой сертификации и активно обсуждается создание сети сертификационных центров.

Мы публикуем международный опыт оценки и сертификации профессиональных квалификаций по материалам презентаций коллег из Национального агентства развития квалификаций.

22.jpg

Опыт зарубежных стран показывает, что независимая оценка квалификаций специалистов является стимулом для признания неформального образования и обучения. Центры сертификации международного сетевого характера придерживаются принципов: добровольности участия, негосударственной «принадлежности» центров, проведения сертификации онлайн, единых критериев оценки, обучения на платной основе и внедрения тренировочных тестов при подготовке.

Программы центров, задания и инструментарий оценки разработаны на основе стандартов качества, есть возможность учета результатов предшествующего обучения, эксперты, привлеченные к оценке, прошли обучение и проверку и имеют необходимую методическую поддержку. Созданы службы управления качеством оценивающей организации, жалобы учащихся рассматриваются оперативно.

33.jpg

В Германии независимость оценки результатов обучения, сертификация квалификаций – важный элемент дуальной системы. Оценку проводят, следуя принципу коллегиальности: представители профессионального сообщества, торгово-промышленной палаты, преподаватели профессиональных школ и центров компетенций, но не из числа тех, кто обучал. Регламент профессии утверждают Министерство экономики и технологий совместно с Министерством образования и научных исследований. Экзамен состоит из 2 частей, которые проводятся отдельно. Он длится 8 часов, письменная часть – 90 мин, устная – 10 мин.

Во Франции оценку прохождения сертификации по компетенции проводит комиссия в соответствии с набором утвержденных стандартов. Требования к обучению и оценке едины и разрабатываются совместно со стороны госструктур и частных организаций, для этого созданы профессиональные консультативные комиссии при Минобразования.

44.jpg

Финляндия создала систему демонстрационных экзаменов. Общую координацию ведет Национальное управление образованием.

О российско-финском и российско-германском сотрудничестве подробности на www.firo.ru/?page_id=11946. Интересен российско-финский проект PROSKILLS, который отрабатывает механизмы и алгоритмы для развития национальной системы квалификаций, укрепляет связи между системой образования и работодателями и создан в рамках Программы действий российско-финляндского экономического сотрудничества. Подробнее: www.nwaip.ru

55.jpg

Представляем опыт зарубежных стран по оценке и сертификации профессиональных квалификаций, прогноз развития системы сертификации квалификаций в сфере образования, а также результаты мониторинговых исследований в 2013 году на востребованность процедур оценки и сертификации квалификаций. На сайтах eNano и Национального агентства развития квалификаций доступны материалы по данной теме:

  • «Прогноз развития системы сертификации квалификаций в сфере образования»
  • «Результаты мониторинговых исследований в 2013 году востребованности процедур оценки и сертификации квалификаций»
  • «Проект Федерального закона «О независимой оценке квалификации (сертификации квалификации) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • «Развитие национальной системы квалификаций»,
  • «Структура и состав данных информационного ресурса «Федеральный реестр независимой оценки и сертификации квалификаций» http://www.nark-rspp.ru/?p=1978#more-1978 и по ссылке
Поделиться в соцсетях