Инженерно-технические MOOC в России: опыт первого урока

Динамика жизни и желание людей учиться независимо от их удаленности от «центров знаний» диктуют новые условия для образования. В частности, стали широко применимы в практике обучения, так называемые, МООС (massive open online course) – массовые бесплатные онлайн-курсы. Такой формат позволяет «доставить знания» в удаленную точку и не ограничен численностью аудитории.

В международном образовательном контексте MOOC набрали обороты до уровня, когда формату предрекали ни больше, ни меньше стать «альтернативой традиционной системе высшего образования». Заменой «вышке» MOOC не стали, но свою образовательную лепту продолжают вносить, по ходу приобретая черты «популяризатора» того или иного вида знания. Все просто - выбирая свою профессиональную нишу или вектор карьерной лестницы, человек хочет познавать и окружающий мир. Аудитория западных площадок первого поколения - от MIT и Open University – и второго поколения - Edx, Coursera, Khan Academy, Udacity – продолжает расти, а вместе с ней в России стартовала открытая система электронного образования «Универсариум», объединившая ведущие вузы и образовательные организации страны, которые разрабатывают курсы в формате «e-Learning».

eNano, как разработчик инновационных образовательных ресурсов в наноиндустрии, один из первых вошел в межвузовский образовательный проект «Универсариум» с предложением специального направления обучения – массовых онлайн-курсов по техническим дисциплинам.

В конце сентября eNano открыли MOOC «Введение в нанотехнологии» на «Универсариум». Курс был выстроен так, чтобы сложные понятия подать в максимально доступной форме и донести до каждого слушателя наиболее достоверную картину развития нанотехнологических инноваций. Помимо этого в нем раскрывались возможности использования нанотехнологий в разных сферах жизнедеятельности человека и отраслях промышленности. Области применения наноинноваций широки, курс рассказывал об их «участии» в таких разделах науки, как наноэлектроника, нанофотоника, нанометрология, наномедицина, наноматериалы.

В качестве лекторов были приглашены известные в своих областях знаний эксперты и ученые: Путря Михаил (Наноэлектроника), Горбацевич Александр (Нанофотоника), Токуной Юрий (Нанометрология), Шимановский Николай (Наномедицина), Астахов Михаил (Наноматериалы).

Длительность обучения - 5 недель - рассчитана по количеству разделов курса: по одной неделе на изучение каждого модуля в любое удобное для слушателя время суток.

Курс собрал большое количество слушателей – 135 человек - высокая цифра для «узкопрофильного знания». И создатели курса, и слушатели остались довольны – отзывы аудитории превысили ожидания авторов MOOC.

Цитируем некоторые из них: «Очень интересно. Посмотрел, прослушал с удовольствием, предварительно пробежав по материалам модуля в PDF-файле. Хотя для подростков, возможно, несколько суховато, но для студентов и старше - более чем приемлемо», «Прохожу второй раздел обучения. Есть с чем сравнить, вывод - все хорошо, возможно, суховато, так как наука серьезная, но буду рад и далее учиться у вас, спасибо», «Классно, без лишних слов!» и «Лучший модуль на этом курсе – Наноэлектроника».

И даже за: «..интересные лекции, но без профильного образования трудно успевать вникать..» и «интересно, но не хватает знаний, чтобы понять детали» следует: «Спасибо!» и желание учиться дальше. Слушатели без специального образования и подготовки отметили курс как «полезный и интересный».

В качестве полезной информации для аналитиков и будущих разработчиков приводим статистику.

Разделение слушателей по возрастным группам и гендерному признаку

xhttp_res (5).png
xhttp_res.png

Разделение слушателей по странам и регионам (определение по IP)

xhttp_res (1).png
xhttp_res.png

Кратко о разделах

Раздел «Наноматериалы» стал, по сути, введением слушателя в философию создания продукта нового поколения, раскрывая техническую сторону моделирования, применения и управления свойствами наноструктуры.

«Наноэлектроника» позволила представить электронный мир в масштабе «минус 100 нанометров», мир, где микросхемы изучают под микроскопом, а «физические законы» - от атомов к битам.

«Нанофотоника» - этот модуль про солнечную фотоэнергетику рассказывал о традиционных практиках применения технологий производства наноструктурированных устройств и физических явлениях, протекающих при взаимодействии фотонов с наноразмерными объектами, а также про конструирование новых наноразмерных моделей.

«Нанометрология» отвечала на вопрос: как измерять недоступные невооруженному глазу объекты и сделать метрологические понятия и принципы измерения глобальным инструментом проектирования, спроектировать и испытать свой «нанокосмос» на основе принципов точности и достоверности метрологических знаний и теорий измерения.

В разделе «Наномедицина» слушатели узнали о применении нанотехнологий в медицине и их многообещающих перспективах при лечении людей. Модуль объяснял взаимодействие наночастиц с клетками человека на молекулярном уровне.

Можно сделать вывод, что техническо-ориентированные MOOC в России востребованы, более того – полезны; в первую очередь как средство обучения новым компетенциям и доступа к знаниям из разделов, к которым не ведет иной профессиональный коридор, во вторую – как способ самостоятельного формирования образовательной траектории, в третью – как популяризатор науки.

Онлайн образование, используя интернет-технологии, являясь повсеместно доступным и развиваясь такими темпами, в идеале повысит уровень образованности регионов, расширит ареал «научной грамотности» и повлияет на бренд научного знания.

Поделиться в соцсетях