Игорь Вальдман в интервью «Учительской газете»: «Нанотехнологии доступны всем!»

Директор АНО «eNANO» Игорь Вальдман рассказал «Учительской газете» о проектах компании и новой образовательной платформе СТЕМФОРД – онлайн-проекте, направленном на раннюю профориентацию и популяризацию контента в области естественных наук и основ нанотехнологий для учащихся основной и старшей школы.

В последние годы многие российские и зарубежные корпорации все большее внимание уделяют образовательным проектам, проводя конкурсы для школьников, создавая сайты и порталы, посвященные своей профильной деятельности. Неудивительно, ведь каждая уважающая себя компания заинтересована не только в создании собственного положительного имиджа, но и в просвещении как можно большего числа граждан. Причем, в первую очередь, в просвещении именно в области естественнонаучного образования. Не осталась в стороне и госкорпорация Роснано. О проектах компании в этом направлении «Учительской газете» рассказал директор АНО “Электронное образование для наноиндустрии” Игорь ВАЛЬДМАН.

- Наша организация уже несколько лет реализует для наноиндустрии большую отраслевую программу, в рамках которой мы разрабатываем серьезные инженерные дистанционные курсы для работающих специалистов, - рассказывает Игорь Александрович. – Также работаем с вузами, где есть кафедры нанотехнологий. А с января 2016 года мы пришли к выводу, что у нас уже достаточно опыта, для того чтобы начать обучение школьников. Так появился проект СТЕМФОРД (edunano.ru или стемфорд.рф).

В основе этого слова лежит знакомая всем аббревиатура STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Несмотря на “нерусскость” названия, это полностью отечественная разработка, предназначенная для наших школьников. Мы не стали брать чужое и адаптировать под российскую аудиторию; практически, все, за исключением некоторых роликов из коллекции электронных образовательных ресурсов, создано нашими специалистами, учеными, педагогами.

Игорь Александрович, чем ваш проект отличается от аналогичных, разработанных другими корпорациями?

У каждой компании свое видение проблемы и свои подходы к ее решению. Например, у Росатома есть проект “Школа Росатома”, у Ростехнологий также есть ряд собственных образовательных проектов. Особенность нашего проекта в том, что он на 90% дистанционный. Это позволяет приобщить к нему любого ребенка, независимо от региона и уровня школы. Кроме того, это дает возможность привлекать авторов, экспертов, ученых, представителей бизнеса в любой точке России и земного шара.

Нам удается показать визуально, с помощью ИКТ, то, что происходит в микромире. Согласитесь, популярная сегодня робототехника – все-таки совсем другое, там необходимо работать с самим конструктором, создавать и программировать модели. А мы делаем ставку на интерактивную визуализацию, картинки, анимацию, чтобы помочь детям представить то, что невозможно наблюдать воочию – процессы, проходящие на уровне атомов и молекул.

У нас уникальный образовательный контент, которого практически нигде больше нет. Мы стараемся рассказывать школьниками доступно и интересно о самых разных аспектах нанотехнологий, об их применении в электронике, медицине, строительстве и т.д. И, что самое главное, обо всем этом рассказывают люди науки. Наш принципиальный подход заключается в том, что дети должны узнавать о мире высоких технологий не от учителя, а от профессионалов, которые непосредственно создают и внедряют эти технологии. Поэтому в проекте СТЕМФОРД задействованы представители бизнеса, ведущие ученые и молодые исследователи.

По итогам обучения в СТЕМФОРДЕ каждый школьник будет иметь свое электронное портфолио.

Насколько проект связан со школьной программой?

Он создан для системы образования, но никак не привязан к ЕГЭ, ГИА или какому-либо конкретному отдельному предмету. Школе сегодня нужно в соответствии с ФГОС организовывать внеурочную и проектную деятельность, реализовывать межпредметную активность. Но делать это сложно, поскольку в школе преподают науки раздельно друг от друга. В жизни такого не бывает, а в школе почему-то только так и возможно. И эту межпредметность найти очень сложно, не все учителя способны создать проект, где хотя бы три предмета были вместе. А в сфере нанотехнологий предметные знания часто неразделимы – у нас нет ни одного электронного курса, который был бы связан только с одним школьным предметом. Поэтому мы даем реальный контент для межпредметного взаимодействия, помогаем реализовывать межпредметные учебные проекты. И организуем научно-исследовательскую деятельность детей, учим, как организовать наблюдение, как сформулировать проблему, разбить работу над проектом на этапы, обработать и систематизировать данные и пр.

Расскажите подробнее про образовательную модель, реализуемую в рамках проекта СТЕМФОРД.

Все наши образовательные ресурсы можно разделить на 3 группы.

  1. По принципу “узнать и удивиться”. Ребенок должен понять, что в мире есть нечто необычное, и это сделано по законам физики человеком. Есть технологии, которые потрясают воображение. Мы предлагаем детям вебинары или открытые лекции от ведущих ученых и представителей бизнеса. В течение часа они рассказывают о каком-либо одном технологическом решении, научном явлении и реализации его на практике. Также есть видеоролики по 3-5 минут, где представлен, визуализирован и обоснован тот или иной аспект нанотехнологий.

  2. По принципу “понять, как это устроено”. Это уже не один час, а больше, глубже. Главный ресурс здесь – наши электронные курсы, где рассказывается о разных явлениях и изделиях, про светодиодные лампы “Наносвет”, гибкое стекло, тепловую стену и так далее. В конце каждого занятия – увлекательный вопросник или тест. Дизайн этих продуктов сделан очень культурно и грамотно, с учетом возрастных особенностей детей. Все они прошли экспертизу не только научную, но и педагогическую, то есть каждый курс смотрели, сравнивали и критически оценивали учителя разных предметов. Мы стараемся сделать продукт максимально удобный в использовании. Поскольку речь идет о крайне малых объектах, чтобы понять принципы их взаимодействия, надо очень хорошо знать теорию. Но одной теории, конечно же, мало для пробуждения настоящего интереса, поэтому мы предлагает детям познакомиться с последствиями внедрения нанотехнологий, с продуктами и материалами. Например, в нашей компьютерной игре ALLOTROPесть уровень, связанный с оптикой, в котором задачи выстроены так, что выводят школьника на понятие «метаматериал». И с его помощью уже объясняется суть действия такого, казалось бы, сказочного объекта, как плащ-невидимка. Оказывается, в реальности нет никакого фокуса, просто луч света, попадая на поверхность, отражается не однократно, а многократно, в результате чего как бы огибает предмет. Подобная технология уже сейчас применяется в вооруженных силах.

  3. По принципу “попробовать самому, сделать своими руками”. Но что можно предложить в рамках дистанционного курса? Например – реализовать сетевые дистанционные проекты, где большую часть времени дети в очном формате с педагогами, в школе или на допобразовании выполняют работу, а потом размещают итоги своего труда на нашей онлайн платформе, обсуждают результаты, анализируют и пр. Правда, чтобы полноценно разрабатывать такие проекты, в школе надо иметь какой-то набор оборудования. Поэтому мы начали с проектов «Тайны листа лотоса» и «Наноэффекты в растворах», их можно проводить с оборудованием и набором реактивов, которые есть в каждой школе.

Наверное, имеет смысл использовать возможности не только школ, но и других структур?

Да, мы взаимодействуем с серьезными партнерами, работаем в тесном сотрудничестве с образовательным центром “Сириус” в Сочи, детскими технопарками “Кванториум”, Центрамимолодежного инновационного творчества и так далее. Там есть и медиацентры, музеи науки, и электронные микроскопы, и принтеры 3D-печати, и многое другое.

Сейчас в продаже много самых разных красок, клеев, автошампуней, в названиях которых присутствует “нано”. Наверное, их тоже можно рассматривать как относительно доступный объект изучения на ваших занятиях?

К сожалению, это далеко не всегда так. Неслучайно в наноиндустрии даже учредили специальную премию для тех предприятий, которые создадут продукцию, имеющую непосредственное отношение к нанотехнологиям. А все эти наношампуни и наномойки – просто маркетинговый ход, ничего такого там нет, не надо обманывать ни детей, ни себя. Но вот что касается нанобетона и нанокрасок, они реально существуют, их уже разрабатывают и производят.

Рядовой человек – прагматик. Что еще, помимо интереса, получит участник вашего проекта?

Наша цель – сделать так, чтобы у детей глаза загорелись, возбудить в них интерес к наукам. И образовательные курсы в данном случае – лишь средство для достижения этой цели. Параллельно идет не только популяризация наук, но и профориентация. По итогам обучения в СТЕМФОРДЕ каждый школьник будет иметь свое электронное портфолио, в котором будут отражены все его успехи при изучении мира нанотехнологий. Такое портфолио может интегрироваться в школьное портфолио и использоваться для фиксации образовательного прогресса ученика.

Проект СТЕМФОРД предназначен только для школьников, или студенты тоже могут принять в нем участие?

Студенты и аспиранты задействованы в крайне ограниченном количестве, мы их привлекаем для чтения лекций и проведения вебинаров. А целевая аудитория нашего проекта – школьники 7-11 классов. Плюс некоторое количество педагогов школ и работников системы допобразования, которых мы готовим в качестве тьюторов, чтобы они помогали в регионах реализовать наш проект. Со следующего года мы планируем разработать и провести для учителей программу повышения квалификации по вопросам организации естественнонаучного образования.

Игорь Александрович, напоследок вот какой вопрос. В этом году “Учительская газета” организовала Всероссийский конкурс “Успешная школа”, в котором приняло участие несколько сот образовательных организаций со всей страны. Скажите пожалуйста, что лично вы вкладываете в понятие успешности применительно к образовательному учреждению?

На мой взгляд, успешной может по праву называться та школа, которая помогает своим ученикам преодолевать существующие образовательные, социальные, психологические и иные дефициты (отдаленность места проживания от крупных центров науки и культуры, неполная семья, ограниченные возможности здоровья и многое другое) и получать достойное образование. По-настоящему успешная школа должна обеспечивать индивидуальный образовательный прогресс каждому своему ученику.